Профессиональное психологическое образование в нашей стране можно получить только в высших учебных заведениях, подготовка будущих психологов и педагогов-психологов ведется на факультетах или отделениях психологии вузов.
Вне зависимости от своего профиля и направления профессиональной подготовки, высшие учебные заведения подчиняются нормативным государственным требованиям, организуют свою работу на основе единой правовой и нормативной базы, обеспечивают единые стандарты содержания и качества обучения студентов. В связи с этим обучение во всех высших учебных заведениях имеет общие черты.
Высшие учебные заведения (вузы) — это образовательные учреждения высшего профессионального образования, готовящие специалистов высшей квалификации. Поми­мо профессиональной подготовки студентов, вузы также ведут научно-исследовательскую работу, переподготовку и повышение квалификации специалистов. Основными задачами высшего учебного заведения являются удовлетворение потребности личности в интеллек­туальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и после­вузовского профессионального образования; удовлетворение потребностей государства и общества в квалифицированных специалистах и научно-педагогических кадрах с высшим образованием.
Высшее учебное заведение ставит в своей деятельности не только образователь­ные, но и воспитательные цели, основанные на приоритете общечеловеческих и нравст­венных ценностей. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного ком­понента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, на­учных студенческих обществ.
Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей про­ведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для ведения образовательной деятельности вузы должны пройти в Министерстве образования и науки специальные процедуры аттестации, лицензирования и государст­венной аккредитации в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» Аттестация (от лат. attestatio — свидетельство, удостоверение) вуза включает обследование и установление соответствия содержания профессиональной подготовки и качества обу­чения студентов требованиям государственных образовательных стандартов. Лицензиро­вание образовательного учреждения — это процесс получения лицензии (от лат. licentia -позволение, разрешение) на право ведения образовательной деятельности на основании заключения представительной компетентной экспертной комиссии государственного ор­гана управления образованием. Государственная аккредитация (от лат. accreditivus — дове-
рительный) вуза представляет собой получение прав государственного образовательного учреждения (использование государственной символики в документации вуза, государст­венное финансирование и др.), в том числе и права на выдачу выпускникам диплома госу­дарственного образца. Эти нормативные процедуры предусматривают не только полную проверку всех сторон работы высшего учебного заведения, его материально-технической базы, но и независимое тестирование качества полученных студентами знаний Деятель­ность вузов регулирует Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении, вузе), принятое Министер­ством образования и науки РФ. Для негосударственных вузов Типовое положение о вузе является примерным.
Высшие учебные заведения подразделяются на следующие типы: университеты, академии и институты.
Университет (от лат. universitas — совокупность) — это учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специаль­ностям в области фундаментальных и прикладных наук, для различных сфер народного хозяйства и культуры, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специали­стов разного профиля. Университеты ведут широкие теоретические и прикладные иссле­дования в различных отраслях науки и практики, выполняя при этом функции ведущих научных и методических центров в области своей деятельности. Старейшими и наиболее значительными университетами в нашей стране и за рубежом являются Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, которые знамениты также и тради­циями своей подготовки специалистов в области психологии.
Академия (от названия местности вблизи Афин, где появилось одно из первых учебных заведений) — высшее учебное заведение, которое, как правило, реализует те же функции, что и университет, но лишь в одной, определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности. Одним из крупных учебных заведений такого типа является Гуманитарная академия вооруженных сил, которая ведет подготовку военных педагогов, психологов, социологов и специалистов в области социальной работы.
Институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — высшее учебное заве­дение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной дея­тельности. Так, например, в Институте психологии и педагогики (г. Москва) открыты фа­культеты «Психология управления и кадрового менеджмента», «Практическая психоло­гия». Правами институтов обладают также некоторые высшие училища и консерватории.
Высшие учебные заведения, постоянно развиваются, открывают новые факультеты, организуют подготовку по новым специальностям, привлекают к работе преподавателей высокой квалификации. В связи с этим они могут повышать свой статус, проходя соответ­ствующие квалификационные процедуры аттестации и государственной аккредитации в Министерстве образования и науки.
Важной тенденцией современного высшего образования является формирование сети федеральных университетов — высших учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. В настоящее время созданы Сибирский, Южный и другие федеральные университеты.
2. Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования.
Каждый вуз, не зависимо от его типа, состоит из нескольких, связанных между со­бой структурных подразделений. В состав вуза входят такие подразделения как ректорат, факультеты, кафедры, административно-хозяйственная часть, отдел аспирантуры и докто­рантуры, научно-исследовательские лаборатории, библиотека, подразделения дополни­тельного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы (Рис.1). В.
вузе может быть также открыт издательский отдел, организовано подготовительное отде­ление для абитуриентов и другие вспомогательные службы.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Подразделения.
Дополнительного.
Образования.
Научно-исследовательские лаборатории.
Рис. 1. Структурные подразделения вуза.
Общее руководство вузом осуществляется на основе Устава высшего учебного за­ведения, который разрабатывается в соответствии с целями и задачами конкретного вуза, его образовательными возможностями, региональной спецификой, и принимается на об­щевузовской конференции или расширенном заседании Ученого совета вуза. В содержа­нии Устава вуза отражены различные стороны его функционирования, порядок приема в вуз, вопросы образовательной и научной деятельности высшего учебного заведения, орга­низации управления вузом, права и обязанности обучающихся, преподавателей и сотрУД» ников, вопросы экономической и финансовой деятельности, международного сотрудниче­ства вуза.
Руководящим выборным органом в высшем учебном заведении является Ученый совет вуза, в состав которого входят представители профессорско-преподавательского со­става, студентов и сотрудников. Срок полномочий Ученого совета — пять лет. Ученый со­вет принимает решения по всем вопросам педагогической и научной деятельности, эко­номического и социального развития учебного заведения, заслушивает отчеты руководи­телей различных подразделений, намечает планы развития учебного заведения.
Непосредственное управление всей деятельностью вуза осуществляется ректором, являющимся одновременно и председателем Ученого совета. Ректор (от лат. reC lor.
управитель) — руководитель вуза, избирается путем тайного голосования на конференции преподавателей и сотрудников на пятилетний срок. Ректор представляет вуз во всех учре­ждениях и организациях, руководит всеми сторонами работы вуза, несет личную ответст­венность за реализацию всех функций вуза. Приказы и распоряжения ректора обязательны для всех преподавателей и сотрудников вуза, студентов и аспирантов.
Ректор назначает проректоров (от лат. pro — перед, и rector ) — своих заместителей по разным направлениям работы вуза. Как правило, в вузе работают проректор по учебной работе, проректор по воспитательной работе, проректор по научной работе, проректор по заочному обучению, проректор по административно-хозяйственной деятельности. Могут быть введены и должности заместителей ректора по другим направлениям вузовской Дея­тельности, в зависимости от специфики вуза и его квалификационного уровня, такие как проректор по инновационным технологиям, проректор по социально-экономическим во-
просам, проректор по международным связям, проректор по организационно-методической работе и другие.
Основными подразделениями вуза являются факультеты, организованные по на­правлениям подготовки специалистов, и кафедры, сформированные по отраслям знаний.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Факультет (от лат. facullas — способность, дарование) — учебно-административное подразделение вуза, осуществляющее подготовку студентов по определенной специаль­ности. Кроме того, факультет координирует и контролирует научно-исследовательскую и учебно-воспитательную деятельность кафедр, обеспечивающих образовательную дея­тельность данного факультета (Рис. 2).
Научно-исследовательские лаборатории.
Рис. 2. Структурные подразделения факультета Организация работы факультетов и руководство ими осуществляется Учеными со­ветами факультетов, председателями которых являются деканы. Декан факультета (от лат. decanus — старший, начальник) непосредственно руководит его деятельностью, орга­низует все формы факультетской работы, несет ответственность за выполнение функций факультета в образовательной и воспитательной деятельности, издает распоряжения и предписания, обязательные для всех преподавателей, сотрудников и студентов факульте­та. Как правило, декан выдвигается из числа наиболее квалифицированных и опытных преподавателей факультета и избирается путем тайного голосования Ученым советом фа­культета и вуза, после чего утверждается в должности ректором вуза.
Кафедра (от греч. kathedra — место, с которого оратор произносит речь) — объеди­нение профессорско-преподавательского состава вуза по одной или нескольким родствен­ным дисциплинам. Такое объединение необходимо для обеспечения качества образова­тельного процесса, для того, чтобы преподаватели могли оценить научный и методиче­ский уровень преподавания своих коллег, содержание преподаваемых дисциплин, все формы учебной работы со студентами, которая ведется по дисциплинам кафедры. Заве­дующие кафедрами также выбираются из числа авторитетных и квалифицированных пре­подавателей на заседаниях Ученого совета факультета или вуза тайным голосованием и утверждаются в должности ректором.
Все должности профессорско-преподавательского состава, объединенного кафед­рами, также являются выборными. Выборы на должности преподавателей проводятся по конкурсу, объявляемому руководством вуза в периодической печати не менее чем за два месяца до его проведения, к конкурсу допускаются все желающие. Обсуждение и реко-
мендация претендентов для участия в конкурсе проводится на кафедрах Конкурсный от­бор претендентов происходит на заседаниях Ученого совета вуза или факультета, решение принимается по результатам тайного голосования. Такая система приема преподавателей на работу обеспечивает высокий уровень квалификации педагогических работников вуза, ставит преподавателей перед необходимостью постоянно повышать свой научно-методический уровень для того, чтобы отвечать квалификационным требованиям вуза. К таким требованиям относятся методические умения в работе со студентами, проведение научных исследований, участие в практической или научно-прикладной работе, позво­ляющее преподавателю передавать студентам необходимый профессиональный опыт.
Научно-педагогические кадры должны иметь, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Кроме того, в учебном процессе принимают участие руководители и работники профильных организаций.
Основными преподавательскими должностями в вузе являются должности асси­стента, старшего преподавателя, доцента и профессора.
Ассистент (от лат. assistere — стоять рядом, помогать) — младшая преподавательская должность в вузе. Как правило, на нее принимаются молодые специалисты, не имеющие ученой степени и опыта преподавания в вузе. Ассистенты обычно выполняют учебную нагрузку, связанную с проведением семинарских практических, лабораторных занятий со студентами.
Старший преподаватель — преподавательская должность, занимать которую могут педагогические работники, имеющие значительный опыт, но, как правило, не имеющие ученой степени. Старшие преподаватели проводят все виды учебных занятий, включая чтение лекционных курсов, руководят курсовыми и, в некоторых случаях, дипломными работами студентов.
Доцент (от лат. docenlis — обучающий, преподающий) — должность преподавателя высшего учебного заведения, а также ученое звание, необходимое для занятия этой долж­ности. Избрание на должность доцента требует, как правило, наличия ученой степени кандидата наук по соответствующей специальности, определенного стажа преподаватель­ской работы в вузе. Доценты могут вести все виды занятий в вузе, обычно они выполняют такую учебную нагрузку, которая требует высокого уровня квалификации: чтение лекций, руководство дипломными работами и магистерскими диссертациями, участие в работе Государственной аттестационной комиссии вуза, принимающей государственные экзаме­ны и оценивающей квалификацию выпускников.
Профессор (от лат. professor — наставник, преподаватель) — высшая преподава­тельская должность в вузе, а также ученое звание, необходимое для занятия данной долж­ности. Избрание на должность профессора требует, как правило, наличия ученой степени доктора наук по соответствующей специальности, значительного стажа преподаватель­ской работы в вузе, существенных достижений в научно-исследовательской и образова­тельной деятельности. Профессора выполняют учебную нагрузку, требующую самого вы­сокого уровня квалификации. Они не только читают лекции по фундаментальным и наи­более актуальным проблемам науки, но и руководят подготовкой аспирантов и докторан­тов.
Срок пребывания в должности всех представителей профессорско-преподавательского состава — пять лет, после чего вновь проводится конкурс на право за­мещения вакантной должности преподавателя вуза.
Важным подразделением вуза является библиотека, организующая пользование на­учной и учебной литературой, научными периодическими изданиями для студентов и преподавателей. Вузовская библиотека имеет в своем составе абонемент учебной литера­туры, который выдает учебники и учебные пособия на семестр или учебный год; научный абонемент, работающий с научной литературой (сроки пользования книгами составляют, как правило, календарный месяц); читальный зал, в котором непосредственно можно ра­ботать с литературой и периодическими источниками. Кроме того, в каждой библиотеке.
29 имеется справочно-информационный отдел, в котором представлены энциклопедии, сло­вари и другие справочные материалы. Там можно получить консультацию по всем вопро­сам работы с литературой. При библиотеке вуза работает межбиблиотечный абонемент (МБА), с помощью которого можно получить необходимую литературу (в виде ксерокса, фильмокопии, микрофиши, электронной копии) из ведущих библиотек страны. Необхо­димая для работы литература имеется также в методических кабинетах факультетов, ра­ботающих в сотрудничестве с библиотекой.
Существенную роль в период вузовского обучения играет студенческое само­управление, помогающее в организации учебной и общественной работы студентов и обеспечивающее возможности интересной и содержательной студенческой жизни. Оно представлено старостами групп, курсов, ответственными за различные направления рабо­ты со студентами. Руководит этой деятельностью студенческий совет, избираемый сами­ми студентами. Представители студентов входят и в состав Ученого совета факультета и вуза, участвуя, тем самым, в решении важнейших вопросов вузовской работы.
Воспитательная работа со студентами ведется по многим направлениям, в вузах имеются различные кружки, студии, спортивные секции, группы художественной само­деятельности. В вузах работает также студенческий профком, оказывающий помощь сту­дентам в различных социальных вопросах: назначение стипендий, льготное питание, льготный проезд в транспорте, студенческий отдых.
Помимо общих характеристик, каждый вуз имеет свои особенности, связанные с его историей, традициями, региональным значением, инновационной деятельностью.
3. Особенности учебной деятельности студентов высшей школы.
Студенческий возраст — возраст не только усвоения профессиональных знаний, но и активного развития личности. В поздней юности, к которой относится студенческий возраст, совершается окончательный переход к взрослости, наполнение прежних качеств личности новым содержанием, формирование социальной зрелости, гражданской пози­ции. Психологические особенности студенческого возраста состоят в том, что развитие личности студентов происходит в общении, которое имеет огромную субъективную зна­чимость и постоянно конкурирует по продолжительности и интенсивности с учебной дея­тельностью студентов, и в чем-то даже мешает, препятствует ей. Общение студентов час­то происходит внутри молодежных компаний, объединений и группировок, в которых можно найти новых друзей и проявить собственную индивидуальность.
Учебная деятельность студентов в вузе начинается с периода адаптации, во время которого происходит преодоление основных трудностей обучения, освоение нового об­раза жизни, взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. Приходя в вуз, вче­рашние школьники сталкиваются с новыми для них особенностями учебной деятельности, овладение которыми представляет собой главный результат периода адаптации к вузов­скому обучению, первого этапа студенческой жизни.
Учебное время в вузе делится на два семестра. Семестр (от лат. semeslris — шести­месячный) — продолжительность непрерывного периода обучения в вузе, равного полови­не учебного года. После каждого семестра студентам предоставляются каникулы, разные по продолжительности. Зимние каникулы составляют около двух недель, летние — два ме­сяца.
Основные особенности учебной деятельности в высшей школе — это значительная самостоятельность студентов в процессе обучения; новые, по сравнению со школой, фор­мы учебных занятий; новые формы контроля за усвоением знаний.
Самостоятельная учебная работа студентов. Учебная деятельность студентов рассчитана на большую степень самостоятельности. Время на самостоятельную работу предусмотрено Государственными образовательными стандартами и заложено непосред­ственно в учебный план по каждой дисциплине, причем количество часов аудиторной и.
самостоятельной работы одинаково. Таким образом, студенты должны заниматься само­стоятельной работой наравне с аудиторной. Время, отведенное учебными планами на са­мостоятельную работу, предполагает углубленное знакомство с текущим учебным мате­риалом, с литературой по предмету, рекомендуемой преподавателями, конспектирование первоисточников, выполнение домашних заданий. Для самостоятельной работы препода­вателями могут быть установлены специальные формы ее контроля: проверка конспектов, словарей, контрольные и самостоятельные работы на семинарах, коллоквиумы, собеседо­вания по отдельным темам, подготовка рефератов и сообщений, выполнение тестовых за­даний. В некоторых случаях контроль самостоятельного изучения материала студентами происходит за счет вынесения соответствующих вопросов на экзамены и зачеты.
Большой объем самостоятельной работы, которая проходит во внеаудиторное вре­мя, предъявляет значительные требования к самоорганизации жизнедеятельности студен­тов. Студенты должны овладеть рациональными приемами научной организации умст­венного труда, умениями библиографического поиска, чтения, конспектирования и рефе­рирования научной литературы. В последнее время в их состав включаются также умения использования в учебной работе новых информационных технологий: обязательная ком­пьютерная грамотность на уровне пользователя, умения поиска информации в базах дан­ных, умения делать математические расчеты, графические построения с помощью компь­ютера. Подробную информацию о приемах научной организации умственного труда и обобщенных способах учебно-исследовательской деятельности студентов можно найти в специальной литературе. Большую помощь в освоении такого рода умений и навыков мо­жет оказать посещение лекториев и тренингов, посвященных этой проблеме. Некоторые вузы организуют для первокурсников специальные факультативы, вводные курсы, на ко­торых происходит знакомство с основными приемами самостоятельной учебной работы, с обобщенными способами учебной деятельности в высшей школе. Для выполнения боль­шого объема самостоятельной работы необходима также специальная организация своего внеучебного времени, соблюдение рационального режима труда и отдыха.
Новые формы учебных занятий. Обучение в вузе предусматривает следующие формы учебных занятий: лекция, семинарское практическое занятие, лабораторное заня­тие, консультация, контрольная работа, коллоквиум. Кроме того, в обучении применяются также различные виды практик и учебная научно-исследовательская работа (выполнение курсовых и дипломных работ). Такие формы учебных занятий для большинства вчераш­них школьников совершенно незнакомы и требуют специального освоения.
Лекция (от лат. lectio — чтение) — ведущий метод сообщения новых знаний в вузе. Лекции предназначены для устного систематического изложения преподавателем мате­риала по новой теме изучаемой дисциплины. Лекция проводится для всех групп курса, или, если число групп велико, для отдельного потока. В лекциях дается целостное пред­ставление об учебном предмете, его методологических и концептуальных основах. Со­держание и план лекции определяются ведущим преподавателем. Они должны соответст­вовать Государственному образовательному стандарту и учебной программе по препода­ваемой дисциплине. Преподаватель может рассматривать на лекции наиболее сложные разделы курса, вынося определенные темы на самостоятельное изучение. Кроме того, чте­ние курса может иметь авторский характер, когда на лекциях излагаются лишь наиболее важные проблемы какого-либо учебного предмета, а значительная часть времени отводит­ся авторским разработкам, освещению авторских исследований в данной области. В неко­торых случаях дается авторская интерпретация излагаемого предмета, слушатели знако­мятся с новыми подходами в понимании изучаемой дисциплины.
Во многих случаях лекция служит основным источником информации по какому-либо новому разрабатываемому курсу, посвященному новейшим исследованиям в какой-либо области. Поэтому студентам необходимо освоить умения слушания и конспектиро­вания лекций, чтобы как можно полнее отразить их содержание.
тобы лучше усвоить лекционный курс, студенту желательно познакомиться с его программой, с требованиями Госстандарта по данной дисциплине, с рекомендуемой по курсу литературой. Все эти документы имеются в деканатах, на ведущих кафедрах, в биб­лиотеках вуза и факультетов. Обычно к лекции не требуется специальной подготовки сту­дентов, но в некоторых случаях преподаватель дает задание повторить ранее пройденные темы, иногда практикуется предварительное конспектирование какого-либо раздела учеб­ного пособия, определенного источника по теме, которая будет изучаться.
Семинарское практическое занятие (от лат. seminarium — рассадник) — форма ву­зовской учебной работы, предполагающая обсуждение наиболее важных разделов изучае­мой дисциплины для углубления и закрепления теоретических знаний. Семинарское заня­тие проводится, как правило, для одной учебной группы. Тематика семинаров обычно разрабатывается преподавателем, читающим лекции (хотя семинары проводит не обяза­тельно лектор), она должна соответствовать программе лекционного курса. Семинарское занятие предназначено для углубленной проработки темы и контроля за ее усвоением Поэтому в ходе семинарских практических занятий применяются такие формы работы как заслушивание докладов, сообщений по отдельным вопросам; развернутая беседа по плану, заранее сообщаемому студентам; проведение опросов и контрольных работ. Могут при­меняться такие активные методы обучения как деловые игры, групповые дискуссии, тре­нинги. Преподаватель проводит конструктивный анализ выступлений студентов и хода обсуждения, выделяет сложные для понимания проблемы, разъясняет непонятые вопросы. Подготовленность студентов к семинарским занятиям определяется по степени владения теоретическим материалом, умению выделять главное, делать логически обоснованные выводы, приводить собственные примеры для доказательства изучаемых теоретических положений.
Лабораторное занятие (от лат. laboro — работаю) — форма учебной работы, на­правленная на овладение практическими навыками, методами и методиками исследования какой-либо проблемы. На лабораторных занятиях студенты приобретают умения и навы­ки, необходимые им в учебной работе и в будущей профессиональной деятельности. Те­матика лабораторных работ также соответствует программе изучаемой дисциплины, охва­тывает ее основные разделы. Подготовленность студентов к лабораторным занятиям мо­жет специально оцениваться преподавателем в виде сдачи допуска к лабораторной работе, предусматривает знание теоретического материала и конкретной методики проведения лабораторного исследования, способов работы с приборами и необходимой аппаратурой. Успешность прохождения изучаемого курса на лабораторных занятиях может оцениваться после сдачи студентами отчетов по отдельным темам.
Контрольная работа — форма учебной работы, имеющая разное содержание для студентов дневного и заочного отделения вуза. Для студентов дневного отделения кон­трольная работа проводится в качестве средства текущего контроля знаний, она может быть дана преподавателем на семинарском или лабораторном занятии. Для студентов за­очного отделения контрольные работы представляют собой отдельные специальные зада­ния по базовым дисциплинам, которые представляются на кафедру в виде развернутого реферата или отчета. Контрольные работы такого рода выполняются в межсессионный период, на основе консультаций с преподавателями. Во время сессии их выполнение за­вершается собеседованием с преподавателем (защитой), по итогам которого происходит дифференцированный (с выставлением отметки) зачет по контрольной работе.
Коллоквиум (от лат. colloquium — разговор, беседа) — форма учебной работы, ко­торая проводится, как правило, во внеаудиторное время и представляет собой собеседова­ние преподавателя с группой (подгруппой) студентов по отдельным темам курса или пер­воисточникам, из числа рекомендованной по курсу литературы.
Консультация (от лат. consultatio — совещание, запрашивание совета) — вид заня­тий со студентами, во время которого они могут задать преподавателю интересующие их вопросы по изучаемой дисциплине, получить разъяснения сложных тем и необходимые.
рекомендации по их изложению. Консультации проводятся перед итоговыми зачетами и экзаменами. Кроме того, в форме консультаций проходит работа студентов и преподава­телей над курсовыми и дипломными проектами, работа аспирантов с научными руководи­телями.
Практика (от греч. praktikos — деятельный, активный) — особая форма внеаудитор­ной учебной работы, во время которой студенты овладевают прикладными аспектами бу­дущей профессиональной деятельности, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика проводится в различных профильных учреждениях для ознакомления со спецификой деятельности педагога-психолога на рабочем месте, при со­вместном руководстве работой студентов как представителей вуза, так и опытных специа­листов-профессионалов данного учреждения. При переходе от младших курсов к старшим усложняется содержание практики, студенты выполняют более ответственные и творче­ские задания, увеличивается также и продолжительность практики.
Курсовые работы — это самостоятельные научные исследования студентов, по­священные какой-либо конкретной теме, выполняемые под руководством научного руко­водителя из числа преподавателей факультета. Курсовые работы, в отличие от других на­учных работ, обычно не велики по объему, они выполняются студентами, начиная со вто­рого года обучения в вузе Курсовые работы, посвященные на протяжении ряда лет одной проблеме и подготовленные на высоком качественном уровне, служат хорошей основой для выполнения студентом дипломной работы.
Выпускные квалификационные работы (дипломные работы, от греч. diploma -документ) — самостоятельные научно-методические исследования, выполняемые выпуск­никами вузов под руководством научного руководителя. Дипломная работа должна пред­ставлять уровень полученной квалификации в области теоретических знаний и приклад­ных навыков и умений. Во многих случаях дипломная работа служит основой для буду­щих научных исследований выпускника вуза. Хрестоматийным примером значимости подготовки дипломной работы для психологов может служить знаменитое исследование Б. В. Зейгарник об эффекте незаконченного действия, выполненное ею в дипломной рабо­те, и ставшее классикой психологического знания.
Выполнение студентами курсовых и дипломных работ в вузе предусмотрено учеб­ными планами и направлено на овладение навыками научно-исследовательской деятель­ности, теоретическими и экспериментальными методами обработки и анализа научной информации. Данные формы учебной работы служат также для расширения, обобщения и систематизации знаний, профессионального кругозора, получения высокого уровня про­фессиональной квалификации.
Общее руководство и помощь в этом виде деятельности оказывает специально на­значенный научный руководитель. Руководство осуществляется, как правило, преподава­телями факультета или отделения на котором учится студент. В некоторых случаях руко­водство курсовыми и дипломными работами может быть поручено преподавателям дру­гих факультетов и вузов, специалистам-практикам. Научный руководитель проводит кон­сультации по всем разделам и этапам подготовки курсовой или дипломной работы и кон­тролирует ход ее выполнения. Научный руководитель направляет самостоятельную рабо­ту студента по подготовке исследования, осуществляет рекомендации по композиции на­учной работы, формулировке научно-методического аппарата, анализу литературных ис­точников, высказывает мнение по поводу подобранных для экспериментальной части ме­тодических материалов. После завершения работы научный руководитель оценивает ее качество и решает вопрос о допуске к защите. Защита дипломной работы происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии по определенному регламенту, подчиняется специальным требованиям. Процедура защиты курсовой работы заключается в следующем: автор работы выступает с докладом, в котором отражено содержание и ос­новные результаты исследования, на открытом заседании при участии других преподава­телей и студентов. Научный руководитель дает общую характеристику работы студента.
Рецензент оценивает работу со стороны квалификационных требований к ней. Затем про­исходит обсуждение работы, во время которого автор отвечает на возникшие вопросы, дает дополнительные пояснения. После этого Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает отметку, которую заслуживает дипломная работа.
Все новые для первокурсников формы учебных занятий в вузе требуют специаль­ного освоения, добросовестного отношения к учебной деятельности со стороны студен­тов.
Новые формы контроля за усвоением знаний также составляют важную особен­ность учебной деятельности в вузе. Основной формой вузовского контроля качества зна­ний являются экзамены и зачеты, которые проводятся в конце каждого семестра. Кроме того, в середине семестра вузом может быть проведена промежуточная аттестация, во время которой преподаватели выставляют отметки по итогам работы студентов на семи­нарских и лабораторных занятиях.
Текущий контроль усвоения знаний (опросы на семинарах, контрольные работы, выполнение тестовых заданий) применяется не столь часто, как во время школьного обу­чения, и не направлен непосредственно на выставление итоговых отметок, хотя его дан­ные могут использоваться для аттестации студентов в течение семестра, принимаются во внимание преподавателем во время сессии. Текущий контроль служит информацией для студентов об их продвижении в усвоении учебного материала, побуждает к систематиче­ской самостоятельной работе. Изменение форм контроля усвоения знаний и времени их проведения иногда создает у вчерашних школьников иллюзию отсутствия контроля, что может привести к снижению у них систематичности в учебной работе и появлению про­белов в знаниях.
Экзамены и зачеты в вузах проводятся в соответствии с расписанием сессии, ут­верждаемым деканом факультета, по специально подготовленным преподавателями во­просам и утвержденным кафедрами факультета билетам, соответствующим содержанию программы учебной дисциплины. Экзаменационная сессия проводится в вузах два раза в течение учебного года — в конце первого и второго семестров. Знания студентов на зачете определяются отметками «зачтено» и «не зачтено»; на экзамене — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Полученная отметка заносится в зачет­ную книжку студента (кроме отметок «не зачтено» и «неудовлетворительно», которые должны быть пересданы) и в ведомость группы. В ведомость, которая сдается в деканат и хранится там, преподаватель выставляет все полученные студентами отметки, в том числе и «незачтено», и «неудовлетворительно».
Успеваемость студентов имеет большое значение не только во время обучения в вузе (высокие отметки дают право на повышение стипендии, социальные льготы). Все ос­новные отмегки, полученные за годы обучения, вносятся в специальное приложение к ди­плому («вкладыш»), и могут сыграть свою роль при поиске рабочего места после оконча­ния вуза, при рекомендации выпускника для поступления аспирантуру.
Преодоление основных трудностей периода адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении во многом связано с усвоением приемов научной организации учебного труда и обобщенных способов учебной деятельности, о которых упоминалось ранее. Обобщенные способы учебной деятельности, по некоторым данным, являются од­ним из факторов, обеспечивающих высокую успеваемость студентов во время обучения в вузе. Кроме того, умения самоорганизации умственного труда необходимы специалисту-психологу и после окончания учебного заведения, для успешной работы и постоянного повышения своей профессиональной квалификации.
Вопросы для самопроверки:
Какие функции выполняют высшие учебные заведения помимо обучения студен­тов?
Чем университеты как высшие учебные заведения отличаются от академий и ин-
Каковы функции деканатов и кафедр факультетов?
В чем состоят квалификационные требования к преподавателям вуза?
Что такое студенческое самоуправление в вузе 0.
Каковы особенности периода адаптации студентов к учебной деятельности?
Чем отличается обучение в школе от обучения в вузе?
Лекция 2. Профессиональное обучение педагогов-психологов в вузе.
Психологическое образование в России.
Подготовка психологов за рубежом.
Основные трудности усвоения психологических знаний.
Подготовка психологов и педагогов-психологов в вузе, помимо наличия общих черт с другими профессиональными направлениями обучения студентов, имеет свои спе­цифические особенности и характеристики, которые связаны непосредственно с содержа­нием специальности и усвоением системы психологических знаний в качестве профессио­нальных.
Психология, как отрасль научного знания, является одной из самых молодых наук. В качестве области профессиональной деятельности психология также начала оформлять­ся сравнительно недавно. Не смотря на то, что психологическое образование для профес­сиональных психологов появилось в уже конце XIX века, массовый характер в нашей стране оно получило лишь в конце XX века. Первые отечественные факультеты психоло­гии были открыты в 1966 году на базе отделений психологии, существовавших при фило­софских факультетах в Московском и Ленинградском государственных университетах. У истоков психологического образования в Московском университете стояли видные отече­ственные психологи А.Н. Леонтьев, АР. Лурия, ДБ. Эльконин, П.Я Гальперин, Б.В. Зей-гарник, К.Э. Фабри и многие другие. В Ленинградском университете в создании факуль­тета психологии принимали участие Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев, Е.С. Кузь­мин, Н.А. Тих и многие другие известные психологи. Затем, в середине семидесятых го­дов, были открыты отделения психологии в Ростовском, Саратовском и Ярославском уни­верситетах, позднее преобразованные в факультеты психологии. Не смотря на то, что ос­новы психологического образования были заложены, факультеты психологии долгое вре­мя были немногочисленными, число студентов было невелико.
В конце 80-х — середине 90-х годов XX века, в связи с потребностями социальной практики, психологическое образование постепенно получило в нашей стране значитель­ное распространение. В.Я. Ляудис подчеркнула такие его современные тенденции, как массовый характер, рост престижности и значительное повышение социального статуса психолога-профессионала. По данным В.Я. Ляудис, к концу девяностых годов возникло более ста факультетов, выпускающих профессиональных психологов, не только в класси­ческих университетах, но и в педагогических, медицинских, военных, технических и дру­гих непрофильных вузах. В настоящее время число факультетов и отделений психологии увеличилось еще более, практически во всех крупных высших учебных заведениях, уни­верситетах имеются те или иные формы обучения по специальности «Психология». Под­готовкой психологов занимаются, наряду с государственными, и ряд негосударственных высших учебных заведений. Массовость высшего психологического образования, наряду с положительными моментами, порождает проблемы его качества и содержания.
Обучение будущих психологов происходит, как уже упоминалось, только в выс­ших учебных заведениях на факультетах или отделениях психологии (рис. 3).