Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Яковлев Денис Евгеньевич, Палилова Маргарита Константиновна.
Аттестация педагогических кадров представлена как одна из основных составляющих эффективности деятельности образовательной организации; определяющий компонент профессиональной компетентности педагога. В статье рассматриваются процедуры аттестации на занимаемую должность и квалификационную категорию .
Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Яковлев Денис Евгеньевич, Палилова Маргарита Константиновна,
Certification of teacher as evaluation of the institutions providing supplementary education for children.
Certification of educational personnel is presented as one of the main components of the effectiveness of educational organization; a determining component of professional competence of a teacher. The analysis of the testing procedures on the position and the qualifications category is presented.
Текст научной работы на тему «Аттестация педагога как оценка деятельности учреждения дополнительного образования детей»
В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положительный).
Также отметим, что предложенные разработки по оценке эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (урока) можно использовать в двух режимах. Во-первых, как мониторинг — тогда необходимо включить рассматриваемые показатели в единый мониторинг качества уроков. Во-вторых, как микроисследование, например к тематическим педсоветам «Воспитательный ресурс современного учебного занятия (урока)», «Воспитание в процессе обучения», «Обучение, воспитание и развитие личности школьника в едином образовательном пространстве» и т. п.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://standart.edu.ru.
2. Нечаев М. П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. 2013. № 9. С. 16-21.
3. Нечаев М. П. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. М.: Центр «Педагогический поиск, 2010. 176 с.
УДК 37.082; 37.075.
Д. Е. Яковлев, М. К. Палилова.
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГА КАК ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Аттестация педагогических кадров представлена как одна из основных составляющих эффективности деятельности образовательной организации; определяющий компонент профессиональной компетентности педагога. В статье рассматриваются процедуры аттестации на занимаемую должность и квалификационную категорию.
Certification of educational personnel is presented as one of the main components of the effectiveness of educational organization; a determining component of professional competence of a teacher. The analysis of the testing procedures on the position and the qualifications category is presented.
Ключевые слова: аттестация педагогических кадров; профессиональная компетентность; квалификационная категория; профессиональный стандарт; педагогический процесс; образовательный процесс.
Keywords: certification of the teaching staff; professional competence; qualification category; professional standards; teaching process; the educational process.
Аттестация педагогических кадров образовательной организации — это их оценка по заранее разработанным параметрам, целью которой является либо установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), либо подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
К основным задачам аттестации педагога мы относим:
• стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
• определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
• повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
• выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
• учет требований Федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
• обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Основные принципы аттестации — коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к пе-
дагогическим работникам, а также недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями.
Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники: а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; в) беременные женщины; г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д», возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: а) фамилия, имя, отчество (при наличии); б) наименование должности на дату проведения аттестации; в) дата заключения по этой должности трудового договора; г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональ-
ной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).
При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.
В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам его аттестация переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.
Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).
Специфические особенности профессиональной деятельности и индивидуальности педагогов сферы дополнительного образования детей определяются степенью актуальности технологии работы по реализации потенциальных возможностей ребенка каждой конкретной группы и особенностей данной территории.
Эффективность деятельности работников УДО зависит от наличия глубоких знаний общей, возрастной и специальной психологии и педагогики, методики воспитательной работы, культурологии, социальной педагогики и т. д. Помимо этого все педагоги должны хорошо владеть знаниями нормативно-правовой базы, принципами, методами, формами и содержанием работы с детьми, поскольку одной из главных задач их деятельности является осуществление и обеспечение процесса социализации молодого поколения, опирающегося на положения о роли социального и психолого-педагогического факторов в развитии личности, теорию о взаимовлиянии среды и личности, принципы объективности, целостного изучения процесса развития.
Аттестация педагогических работников оценивается по общей диагностической карте уровня педагогических знаний и умений (табл. 1) в соответствии с занимаемой должностью.
Оценка общих знаний и умений педагогических работников сферы дополнительного образования детей.
Необходимые знания Необходимые умения.
Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и охраны прав воспитанников 1) Реализовывать требования нормативных документов в практической деятельности. 2) Обеспечивать право воспитанников на образование, развитие, социальную помощь и защиту.
Основы трудового законодательства (в т. ч. должностные обязанности) 1) Соблюдать основные статьи Закона о правах и обязанностях, использовании рабочего времени. 2) Четко организовывать собственную деятельность. 3) Оценивать и уметь анализировать ход и результаты своей работы.
Основы общей и специальной педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, физиологии, гигиены, ва-леологии 1) Организовывать индивидуальную деятельность с учетом половых и возрастных особенностей воспитанников. 2) Учитывать в работе физиологические возможности воспитанников, требования гигиены. 3) Вводить в учебный план занятия с учетом валеологических требований.
Необходимые знания Необходимые умения.
Обязанности участников образовательного процесса 1) Обеспечивать возможность полноценного обучения и воспитания в образовательном процессе. 2) Использовать приемы и методы комплектования, сохранения и стабильности детского контингента. 3) Устанавливать контакты с педагогами школы и с семьей.
Цели образовательного процесса, развития личности детей Способствовать достижению поставленной цели, решать образовательные задачи.
Содержание, методики и организацию социально-педагогической, научно-технической и других видов работы (в соответствии с профильной областью знаний) 1) Владеть принципами организации образования по профильной области знания. 2) Владеть содержанием, современными формами работы по профильной области знаний. 3) Вести учет и контроль освоения материала. 4) Применять различные формы деятельности, обеспечивающие реализацию основных направлений деятельности.
Принципы дидактики, общие и частные методики воспитания и обучения (в соответствии со специальностью) 1) Организовывать индивидуальную и групповую деятельность на основе законов дидактики применительно к дополнительному образованию детей. 2) Владеть методами воспитания и обучения детей по профильной области знания.
Методы и содержание развивающего обучения и воспитания детей 1) Определять уровень развития воспитанников согласно возрастным особенностям. 2) Определять необходимые методы и соответствующее содержание работы с данным контингентом детей.
Специфика развития интересов и потребностей воспитанников, основы их творческой деятельности; методика поиска и поддержки талантов Организовывать индивидуальную деятельность детей на основе способностей, склонностей, их психолого-физиологических особенностей.
Основы организации массовой, коллективной и групповой деятельности детей, детских объединений, ассоциаций и т. д. Организовывать массовую, групповую и коллективную деятельность с воспитанниками.
Основы педагогического мастерства, психологии общения, конфликтологии.
1) Уметь конструктивно решать, прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации.
2) Эффективно строить и регулировать процесс общения с разными участниками педагогического процесса.
Требования к учету территориальных, национально-религиозных особенностей контингента воспитанников и их родителей (опекунов)
1) Вести учет особенностей контингента своих воспитанников.
2) Способствовать сознательному нравственному выбору стиля поведения в семье и в обществе.
3) Проводить работу по пропаганде и распространению педагогических знаний на семинарах, в беседах с педагогами и родителями.
Принципы и методы психолого-педагогического стимулирования, учета и контроля образования детей.
1) Использовать традиционные методы оценки развития и образования воспитанников.
2) Использовать приемы стимулирования и контроля с учетом возрастной психологии и педагогики.
Основные методы педагогической и психологической диагностики; требования к ее организации и проведению.
1) Владеть основами педагогической и психологической диагностики.
2) Использовать различные варианты решения проблем, выполнения заданий, групповых методов работы.
3) Иметь начальные навыки опытно-экспериментальной и исследовательской работы по своему профилю_.
Принципы разработки программно-методической и отчетной документации, учебных планов и программ занятий по профильным областям знаний.
1) Разрабатывать учебный план, конспекты занятий, отчетные материалы.
2) Владеть принципами и приемами построения программы.
Методики выявления, обобщения и распространения прогрессивных форм работы с детьми.
1) Широко использовать передовой опыт, передовые технологии в своей работе.
2) Проводить работу по пропаганде и распространению передовых технологий на семинарах, методсоветах, в беседах с педагогами и родителями_.
Необходимые знания Необходимые умения.
Принципы систематизации методических и информационных материалов 1) Широко использовать информационно-методические материалы, создавать собственные фонды; данные методик смежных наук. 2) Использовать оборудование и документацию типового перечня.
Основные требования к аудиовизуальным и техническим средствам образования 1) Использовать аудиовизуальные и технические средства. 2) Создавать собственные аудиовидеотеки.
Требования к санитарно-гигиеническому режиму в учреждении дополнительного образования детей 1) Постоянно поддерживать санитарно-гигиенический режим. 2) Прививать детям санитарно-гигиенические навыки.
Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты 1) Регулярно соблюдать необходимые требования, нормы и правила. 2) Проводить инструктаж и занятия по названным нормам и правилам с детьми.
Требования к самообразованию, самосовершенствованию, к аттестации педагогических кадров 1) Постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием в соответствии с требованиями квалификационной категории. 2) Владеть содержанием методической работы, активно участвовать в работе методического объединения.
Аттестуемый работник дополнительного образования должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными вышеперечисленными пунктами. Кроме того, он должен обладать специальными навыками, соответствующими занимаемой им должности (табл. 2-6). Таблица 2 Методист, инструктор-методист.
Необходимые знания Необходимые умения.
Принципы и методы организации образовательного процесса в учреждении 1) Оказывать методическую помощь педагогам в определении содержания, форм, методов, средств образовательного процесса по профильной области знаний. 2) Стимулировать использование современных образовательных технологий. 3) Оказывать помощь в подготовке к повышению квалификации, самообразованию и росту профессионализма педагогических работников.
Необходимые знания Необходимые умения.
4) Принимать участие в разработке методических и информационных материалов, диагностик, прогнозировании и планировании повышения квалификации, переподготовки, самообразования и роста профессионализма педагогических работников.
Принципы методического обеспечения профильной области знаний и технологии ее реализации 1) Организовывать методическую работу учреждения, фильмотек, кабинетов по осуществлению планирования и контроля, обеспечению выполнения принятых решений методических объединений учреждения. 2) Разрабатывать предложения по повышению эффективности методической работы. 3) Организовывать разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, пособий и пр.
Принципы разработки организационно-методической документации 1) Осуществлять руководство творческой деятельностью педагогов, оценивать эффективность воспитательного процесса, принимать меры по ее методическому обеспечению. 2) Создавать собственные творческие технологии и методики, рекомендуемые к широкому применению. 3) Разрабатывать комплексные и профильные программы «нового поколения», методические рекомендации.
Основы развития личности и творческой деятельности детей в учреждении дополнительного образования 1) Оказывать методическую помощь педагогам учреждения в развитии творческих способностей детей и использовании нетрадиционных методов. 2) Осуществлять руководство творческой деятельностью педагогов, оценивать результативность воспитательного процесса, нововведений. 3) Организовывать работу консультаций, семинаров, «круглых столов», конференций и т. д. города, района, области.
Необходимые знания Необходимые умения.
Методическое обеспечение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности 1) Владеть методами педагогической диагностики и мониторинга воспитательного, образовательного процессов. 2) Организовывать научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу в учреждении дополнительного образования детей. 3) Анализировать и обобщать результаты научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в учреждении.
Организация и содержание работы методических объединений учреждения 1) Организовывать и координировать работу методических объединений учреждения. 2) Владеть техникой делового общения; руководить организацией индивидуальной, групповой и массовой работы педагогов. 3) Организовывать и разрабатывать документацию по проведению конкурсов, выставок, соревнований, слетов, концертов, массовых праздников и др. 4) Устанавливать внешние методические связи и осуществлять взаимодействие с другими образовательными учреждениями и организациями культуры, науки и т. д.
Педагог дополнительного образования При аттестации на должность педагога дополнительного образования принципиально важно учитывать соотношение широкого общего образования (философия, педагогика, психология, история, литература и пр.) со специальным (педагогическая социология, психология и культура общения, семейная педагогика, основы молодежной субкультуры: музыка, танец, спорт, религия, туризм и пр.) (табл. 3). Таблица 3.
Необходимые знания Необходимые умения.
Содержание, методика и организация работы по профильной области знаний (технической, художественной, ту-ристско-краеведческой, физ-культурно-спортивной, социально-педагогической, естественнонаучной) 1) Применять различные формы работы, обеспечивающие реализацию основных направлений деятельности. 2) Обладать широкими знаниями народной традиционной культуры и особенностями современной субкультуры. 3) Выявлять и формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности по профильной области знаний.
Необходимые знания Необходимые умения.
Программы занятий кружков, секций, студий и пр. 1) Использовать типовые и авторские программы. 2) Разрабатывать конспекты занятий. 3) Составлять компилятивные, комплексные программы, программы «нового поколения». 4) Разрабатывать методические рекомендации к программному материалу, сценарии. 5) Составлять учебно-методические пособия.
Педагогические способности и техника: целесообразность, продуктивность оптимальность, творчество 1) Проявлять сочувствие к ребенку (перцеп-тивность), доброжелательность, общительность, инициативу в разнообразии волевых воздействий, эмоциональную устойчивость, креативность — способность к творчеству, коммуникативность. 2) Уметь управлять собой, т. е. владеть своим эмоциональным состоянием, техникой речи, телом. 3) Обеспечивать сознательное восприятие детьми окружающего мира в условиях неформального общения, сохраняя позицию неофициального лидера. 4) Проявлять профессиональную зоркость; эмпатию (сопереживание, сочувствование); педагогическую интуицию; способность к логическому убеждению, внушению; внутреннюю гибкость. 5) Уметь взаимодействовать в педагогическом процессе с воспитанником. 6) Проявлять способность к самообладанию, саморегуляции: владеть собой, ситуацией и собой в ситуации; способность к оптимистическому прогнозированию; уметь наблюдать, анализировать, предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения. 7) Уметь избегать психологического дискомфорта, стимулировать мотивацию к учению; оказывать помощь ребенку в самостоятельном достижении позитивных результатов. 8) Обеспечивать воспитаннику «присвоение» социальных норм жизни, социальной направленности; занятие адекватного места в социальной иерархии.
Необходимые знания Необходимые умения.
Коррекционно-развивающее образование (обучение и воспитание) 1) Обеспечивать целесообразный выбор форм, средств и методов в соответствии с психофизиологическими особенностями детей. 2) Организовывать педагогически целесообразную коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в развитии. 3) Оказывать консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам в пределах своей компетенции.
Организацию и проведение групповой, массовой и коллективной деятельности с воспитанниками объединения 1) Организовывать и вести работу с воспитанниками по участию в массовых и турнирных мероприятиях учреждения. 2) Организовывать и вести работу с воспитанниками по участию в массовых и турнирных мероприятиях города, района (с призовыми местами). 3) Организовывать и вести работу с воспитанниками по участию в массовых и турнирных мероприятиях области и др.
Специфика деятельности педагога-организатора заключается, прежде всего, в разнообразии выполняемых им функций. Он может работать с детьми, подростками, молодежью в жилом массиве, в подростковом клубе, в образовательном учреждении. В учреждении дополнительного образования детей он может выполнять функции методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования, собственно педагога-организатора. Поэтому очертить границы его специальных знаний и умений достаточно сложно.
В зависимости от должностных инструкций конкретного образовательного учреждения педагогический работник аттестуется как методист, организатор, педагог дополнительного образования по одной из профильных областей знаний. Организаторская специфика педагога описана в табл. 4.
Необходимые знания Необходимые умения.
Организация свободного времени воспитанников по возрастным группам 1) Организовывать работу детских клубов, секций, любительских объединений, включая жилой массив, по возрастным группам. 2) Планировать и организовывать вечера, праздники, походы, экскурсии, создавая межвозрастные группы. 3) Обеспечивать разнообразную индивидуальную и совместную деятельность детей и взрослых.
Взаимодействие с органами здравоохранения, физической культуры, спорта 1) Организовывать летнюю и каникулярную оздоровительную работу; физическое воспитание детей. 2) Участвовать в осуществлении мер по сохранению и укреплению здоровья, физического развития воспитанников совместно с органами здравоохранения и спорта. 3) Организовывать и осуществлять работу по обеспечению безопасной жизнедеятельности.
Изучение интересов и потребностей детей и подростков, создание условий для их реализации в различных видах творческой деятельности 1) Анализировать, составлять документацию о состоянии социально-педагогической, демографической, экологической особенностей жилого массива; выявлять состояние и тенденции развития детско-подростковых интересов, потребностей. 2) Планировать и организовывать контакты с детьми, подростками, молодежью, взрослым населением, организациями и учреждениями по осуществлению эффективной творческой деятельности. 3) Поддерживать социально значимые инициативы детей и подростков в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.
Планирование и организацию работы с трудными детьми и подростками 1) В допустимых формах оказывать помощь и поддержку неполным, проблемным и т. д. семьям. 2) Находить взаимопонимание и контакт с педагогически запущенными подростками и детьми «группы риска». 3) Владеть навыками распознавания нарко- и токсикоманических состояний и методами работы с этой категорией подростков.
Концертмейстер и музыкальный руководитель.
Диапазон профессиональной деятельности как концертмейстера, так и музыкального работника достаточно широк и определяется спецификой учреждения, в котором он работает. В учреждениях дополнительного образования детей функции концертмейстера и музыкального работника часто схожи с функциями педагога дополнительного образования. В связи с этим специалисты должны владеть базовым объемом знаний и умений, необходимым для работы с детьми, а также специальными навыками — художественно-эстетическими, музыкальными, исполнительскими, дирижерскими и т. д. (табл. 5).
Необходимые знания Необходимые умения.
Содержание, методика и организация работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами музыки 1) Формировать знания и практические исполнительские музыкальные, ансамблевые навыки детей. 2) Развивать художественный вкус, музыкально-образные представления, творческую индивидуальность детей. 3) Владеть определенным объемом художественного материала и основами методики работы с ним. 4) Повышать свой профессиональный уровень педагога-исполнителя, педагога-репетитора, педагога-организатора. 5) Владеть информацией о новом содержании художественного образования и эстетического музыкального воспитания детей. 6) Демонстрировать во всех жанрах художественно-педагогической деятельности высокое профессиональное мастерство и творческую активность. 7) Формировать содержание учебно-методической и концертной деятельности творческого коллектива и отдельных исполнителей. 8) Иметь рецензированные или опубликованные материалы из опыта работы.
Знания по истории разных эпох, стилей и жанров музыкальных произведений; организации опытно-экспериментальной работы 1) Принимать участие в разработке тематических планов и программ профильной области знаний. 2) Участвовать в экспериментальной работе своего коллектива.
Необходимые знания Необходимые умения.
3) Иметь свою тему, своё приоритетное направление в музыкальном воспитании детей разных возрастных групп. 4) Участвовать в творческом обновлении содержания художественного образования и эстетического воспитания детей. 5) Владеть методикой демонстрации своего опыта и результатов работы.
Специальные профессиональные и педагогические знания, соответствующие направлению работы педагога 1) Активно использовать авторские методики; совершенствовать формы учебной и концертной деятельности; обеспечивать профессиональное исполнение музыкального материала. 2) Владеть анализом программного материала и опытом работы с программами разного уровня художественной сложности. 3) Владеть профессиональными навыками инструментальной и вокальной аранжировки. 4) Участвовать в формировании репертуара творческого коллектива и его анализе с позиций художественной ценности и возрастной адекватности. 5) Иметь профессиональные достижения общественного значения как педагог-исполнитель, педагог-композитор, концертмейстер и аранжировщик. 6) Осваивать новые педагогические технологии, точно соотнося их со спецификой художественной деятельности детей разных возрастных групп.
Тренер-преподаватель (инструктор по физической культуре)
Тренер-преподаватель (инструктор по физической культуре) осуществляет педагогическую деятельность в спортивных школах, секциях, спортивных группах, а также организует массовую физкультурно-оздоровительную работу. Реализуя учебно-тренировочный и воспитательный процесс, специалисты по физической культуре и спорту должны обладать общими психолого-педагогическими знаниями, знаниями в области физиологии и т. д. (табл. 6).
Необходимые знания Необходимые умения.
Организация физкультур-но-спортивной работы 1) Использовать вводные занятия-тесты по ОФП, на основе которых распределяют детей по группам. 2) Организовывать активный отдых в учебное и внеучебное время. 3) Вести работу по овладению навыками и техникой физических упражнений. 4) Владеть методикой обучения плаванию, поведению на воде. 5) Обеспечивать повышение уровня физической, теоретической, технической, спортивной подготовки.
Методическое обеспечение занятий спортом, оздоровительного физического воспитания 1) Использовать наиболее эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления воспитанников. 2) Владеть навыками доврачебной помощи. 3) Владеть методикой работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Организация специальной спортивной подготовки 1) Владеть методикой обучения выбранному виду спорта. 2) Вести учет, анализ, обобщение результатов работы. 3) Осуществлять отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для спортивного совершенствования детей и подростков. 4) Определять содержание занятия с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных, психофизических особенностей воспитанников.
Взаимодействие с организациями, специалистами, родителями (опекунами) 1) Организовывать с участием педагогов, родителей (законных представителей) физкуль-турно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и др. 2) Осуществлять связи со спортивными учреждениями. 3) Совместно с медицинскими работниками контролировать состояние здоровья и регулировать физическую нагрузку детей. 4) Осуществлять просветительскую работу среди детей, родителей, педагогов. 5) Привлекать специалистов к осуществлению спортивно-оздоровительной работы.
Аттестационный экзамен проводится в письменной форме по всем показателям, включенным в данные перечни. Уровень теоретических и практических знаний по каждой позиции оценивается обобщенно по пятибалльной шкале:
«5» — экзаменуемый показал глубокие и прочные знания по данной позиции, дал четкий ответ на дополнительные вопросы;
«4» — экзаменуемый хорошо знает теоретический материал, не допускает при ответе существенных ошибок;
«3» — ответы экзаменуемого содержат значительные пробелы, допускаются существенные ошибки или неточности;
«2» — знания весьма поверхностные и фрагментарные;
«1» — по данному вопросу теоретические знания отсутствуют.
При сумме баллов по показателям общих и специальных знаний и умений до 75% от максимально возможного их количества претендент подтверждает соответствие занимаемой должности.
По результатам проверки аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: 1) соответствует занимаемой должности (указывается должность работника); 2) не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под подпись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие дол -жности педагогических работников лиц, не имеющих специальной.
подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:
а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.
Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
• стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
• стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;
• выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
• личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
• достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам монито-рингов, проводимых организацией;
• достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;
• выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
• личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
• активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.
При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.
Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет.
Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.