Качество образования в настоящее время — центральная категория образовательной политики государства, и, по сути, ее можно разделить на следующие составляющие, представив в виде «Оси качества» (Рисунок 1):
Из схемы становится очевидным, что только вкупе уровень управления и уровень исполнения ведут к уровню достигнутых результатов. И в основе оси качества лежит горизонт оперативного, то есть непосредственного управления, к которому можно отнести также деятельность администрации школы по оценке и повышению качества образования, то есть внутренний управленческий уровень. Именно от его эффективности в большей степени зависит достижение высокого уровня качества школьного образования. Отслеживание качества образования на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству. [5] Вот почему он отнесен к группе системно значимых показателей качества образования (наряду с состоянием здоровья, уровнем физического, психического, социального и интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и др.).
Необходимость проектирования циклограммы деятельности администрации школы по повышению качества образования заключается в том, что руководством школ освоена главным образом проверочная функция контроля, которая нацелена на проверку исполнения или проверку усвоения, при этом отсутствует или слабо изучается диагностика затруднений учителей, отсутствует практика дифференцированной работы с педагогами в зависимости от уровня педмастерства и практика выращивания молодых учителей, осуществляется слабая научно-методическая обеспеченность педагогов литературой, курсами, консультациями, связанными с проблемой именно управления качеством образования. Кроме того, в школах наблюдается отсутствие целенаправленной, спланированной работы по формированию у школьников устойчивой мотивации познания, надпредметных способов деятельности и навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития. [3] В связи с этим возникает проблема не только контроля, но и отслеживания путей достижения результатов образования с целью их коррекции и повышения качества образования.
«Контроль» принято рассматривать в соответствии с подходом, принятым в дидактике, согласно которому он определяется с точки зрения внешней, структурной организации педагогического процесса, как часть этого процесса, его звено. [2] Так, Ю.К.Бабанский, рассматривая процесс обучения состоящим из циклов, определяет место контроля как последнего звена каждого цикла обучения, которое включает в себя не только получение и фиксирование итоговой информации о результатах обучения в цикле, но и выявление нерешенных задач обучения, причин неуспеваемости учащихся, самоанализ учителем и учащимся своей деятельности, обсуждение этих итогов и определение учителем исходных данных для осуществления нового цикла процесса обучения. [1]
Следовательно, возникает необходимость сменить ориентиры в управленческой деятельности. Смысл нового подхода — в принятии управленческих решений и проектировании управленческой деятельности по обеспечению качества образования в современной школе.
Последнее в настоящее время складывается из качества результатов, качества процесса и качества условий. Исходной позицией в отборе ведущих условий является человекоцентристская парадигма в управлении, которая требует, прежде всего, реализации в управлении гуманистического подхода (личностный подход, уважение, доверие каждому, возможности для самореализации и т.д.), а также демократизации управления (передача полномочий вниз, коллективное принятие решений, ориентация коллектива на успех, возможный выбор и др.) Эти подходы являются фундаментальными и должны лежать в основе построения как самого объекта, так и управления им. [4] Следовательно, улучшить результаты прежде всего можно совершенствуя процесс и условия обучения и обозначив это как приоритетные цели деятельности администрации школы. Соответствующие задачи можно сформулировать следующим образом: проведение самооценки учебного заведения; инициирование педагогического поиска в рамках участия в инновационной деятельности; постоянное развитие профессиональной компетентности педагогов; диссеминация ценного педагогического опыта по достижению более высоких показателей качества; усиление ориентации управления на качественные аспекты; повышение эффективности управления школой; разработка научно обоснованной методики отслеживания качества образования и эффективности руководства школой, позволяющей достичь в образовательном процессе соответствующих норм (или результатов) качества образования.
К результатам качества образования следует относить: предметные результаты (знания и умения, опыт учебной, в том числе творческой деятельности, и др.); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересы, мотивации учащихся). Всякое целевое управление можно представить в виде процесса, состоящего из 4 независимых этапов: выработки ясной сжатой формулировки целей; разработки реалистичных планов по их достижению; систематического контроля и измерения качества работы и результатов; принятия корректирующих мер для достижения планируемых результатов.
В области целеполагания (Ф1) можно выделить следующие направления деятельности администрации школы: информационно-аналитическая деятельность (создание банков данных, анализ организации воспитательно-образовательного процесса и др.); организационная деятельность (обеспечение выполнения учебного плана; создание условий для индивидуальной работы с учащимися; организация обучения педагогического коллектива современным педагогическим технологиям; изучение и обобщение методики работы учителей-предметников); мотивационно — целевая деятельность (проведение собеседования с учителями, допускающими снижение успеваемости и учебной мотивации учащихся; изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей, осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей по созданию условий успешности обучения мотивированных учащихся; осуществление контроля за преподаванием отдельных учебных дисциплин, дающих перегрузку учащихся, выявление причин утомляемости); регулятивно-коррекционная деятельность (осуществление контроля и коррекции учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения; изучение методики работы учителей по формированию у учащихся самостоятельных навыков и умений учебной деятельности; обеспечение психолого-педагогическое сопровождения процесса обучения; создание ситуации успешного обучения и развития учащихся); планово-прогностическая деятельность (определение и коррекция приоритетных направлений развития образовательного учреждения; отбор современных педагогических технологий, способствующих совершенствованию учебного процесса в общеобразовательном учреждении и др.; определение перспектив взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими учебными заведениями и организациями с учетом запросов учащихся).
В области обеспечения стратегии управления (Ф2 ) — создание внутришкольной системы оценки качества образования, цель которой получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях, его изменениях и причинах, влияющих на его уровень, т.е. позволяющей школе не только проводить диагностику образовательных систем, достижений обучающихся, но и определять эффективность работы педагогов, осуществлять самооценивание, выявлять в какой степени деятельностью школы удовлетворены заказчики образовательных услуг; разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
В области обратной связи (Ф3) — проведение комплексного мониторинга качества образования.
При этом формулировке цели по повышению качества образования должен предшествовать начальный этап — проведение самооценки учебного заведения, то есть осуществление необходимого комплексного мониторинга с целью определения существующего уровня качества образования и существования вообще данной проблемы, то есть необходимости повышения качества образования.
В ходе проведения нашей экспериментальной работы была проведена самооценка базового учебного заведения. В результате были выявлены следующие проблемы: отсутствие 100% показателей сдачи ЕГЭ учащимися; недостаточный опыт социальной деятельности; недостаточный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся, от которого зависит пресловутое качество — умение учиться; преобладание репродуктивного обучения, несмотря на значительную долю педагогов, применяющих современные педагогические технологии; преобладание фронтальных форм работы; целевая ориентация учебных занятий лишь на создание условий для овладения учащимися предметными знаниями и отсутствие задач, связанных с развитием учебно-организационных и учебно-коммуникативных умений; недостаточный учет диагностических данных об учениках.
Обозначив данные проблемы, стало возможным говорить о следующем этапе — выстраивании работы, то есть целого комплекса мероприятий, оформленных в виде циклограммы как элемента стратегического планирования, а не ситуативных действий администрации школы.
В работе можно использовать следующие уровни циклограммы: диагностический аналитический организационный методический технологический теоретический.
Таким образом, на основании вышесказанного в таблице 1 нами предлагается следующий вариант Циклограммы деятельности администрации школы по повышению качества образования:
Таблица 1 — Циклограмма деятельности образовательного учреждения по повышению качества образования (Приложение 1)
Принимая во внимание приведенную циклограмму, план работы школы на год может выглядеть следующим образом:
Сентябрь. Проведение комплексного мониторинга по оценке качества образования. Диагностика уровня профессионализма педагогического коллектива. Начало опытно-экспериментальной деятельности внутришкольной системы качества образования. Разработка нормативно-правовой базы. Проведение педсовета на тему «Требования к педагогу в современной системе школьного образования». Обеспечение государственно-общественного характера управления школы — создание Управляющего совета.
Октябрь. Педсовет на тему «Анализ результатов проведенной комплексной диагностики по определению уровня качества образования в школе». Создание творческих групп учителей. Совещание при завуче по вопросам создания диагностических карт на каждого ребенка. Утверждение программы развития.
Ноябрь. Проведение внутришкольного семинара по теме «Пути повышения эффективности современного урока». Проведение школьных этапов конкурсов профессионального мастерства педагогов по номинациям «Учитель года». Отчеты творческих групп учителей о планировании работы. Методическая неделя заместителя директора школы по УВР, курирующего физико-технический цикл.
Декабрь. Проведение промежуточной диагностики по оценке качества образования. Круглый стол по теме «Одаренные дети: построение индивидуальной образовательной программы, определение путей достижения цели». Мастер-классы отдельных педагогов. Осуществление мониторинга учебных достижений учащихся в соответствии с кодификатором. Тематический контроль «Создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации учащихся 11-х классов».
Январь. Проведение Недели открытых уроков. Проведение Дня науки и искусства. Педсовет по теме «Оценка результативности опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива». Методическая неделя заместителя директора школы по УВР, курирующего гуманитарный цикл.
Февраль. Семинар по теме «Система работы школы по формированию правовой культуры как профилактики правонарушений среди несовершеннолетних». Круглый стол по теме «Организация работы с «трудными» подростками». Мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся.
Март. Круглый стол по теме «Использование современных педагогических технологий в преподавании предметов естественнонаучного цикла». Выставка методических разработок педагогов школы. Анализ качества административного управления школой.
Апрель. Круглый стол по теме «Сравнительная эффективность современных педагогических технологий в формировании ключевых компетенций учащихся». Осуществление мониторинга учебных достижений учащихся в соответствии с кодификатором. Творческая неделя учителей, реализующих ИКТ.
Май. Совещание на тему «Определение приоритетов деятельности школы на 2009-2010 учебный год». Анализ и планирование работы ШМО по основным вопросам организационно- педагогической и учебно-методической деятельности в рамках повышения качества образования. Подведение итогов опытно-экспериментальной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации циклограммы деятельности администрации школы по повышению качества образования: повышение качества образования выпускников; повышение уровня профессиональных компетентностей педагогов; приобретение педагогическим коллективом опыта инновационной деятельности; совершенствование административной системы школы; разработка системы ключевых индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса); наличие банка данных о качестве образования в образовательном учреждении; анализ результатов оценки качества образования на уровне образовательного учреждения; апробирование циклограммы деятельности администрации школы по оценке и повышению качества образования.
Литература Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М. : Просвещение, 1977. — 208 с. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте [Текст] : научно-метод. пособие / И. Ю. Гутник ; под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб. : Книжный дом, 2008. 248 с. Поташник, М. М. Качество образования : проблемы и технология управления ( в вопросах и ответах) [Текст] / М. М. Поташник. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — 352 с. Шамова Т.И., Шарай Н.А. Внутришкольный контроль [Текст] /Т.И.Шамова, Н.А.Шарай // Завуч. — 2002. — № 8. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. — М. : Педагогический поиск, 2001. — 384 с.