МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
от 24 февраля 1999 года N 78.
О ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ РУКОВОДЯЩИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Фронтальное и тематическое изучение состояния дополнительного образования детей в территориях республики показывает, что в деятельности многих учреждений дополнительного образования развиваются положительные тенденции, способствующие переходу к образовательному режиму: появились актуальные, популярные у детей направления дополнительной образовательной подготовки; активно идет работа по адаптированию и модернизации типовых и созданию авторских учебных программ; появилась вариативность в уровнях дополнительного образования; в его содержание вводится рационально — региональный компонент; складывается и совершенствуется система отслеживания уровня дополнительной образовательной подготовки детей; в практику работы по повышению творческой активности педагогических кадров входят эффективные формы (конкурсы профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, смотры их творческой лаборатории, презентации опыта и др.), большинство педагогов прошли курсовую подготовку к работе в условиях образовательного учреждения и т.д. К ним относятся многопрофильные центры дополнительного образования гг. Н. Челны, Зеленодольска, Советского, Вахитовского, Кировского, Московского районов и ГЦДТ им. Алиша г. Казани, Алексеевского, Арского, Кайбицкого, Кукморского, Сабинского, Тетюшского, Тукаевского районов; учреждения туристско — краеведческого профиля гг. Елабуги, Бугульмы, Ново — Савиновского района г. Казани, Зеленодольского района; учреждения спортивного профиля: ДЮСШор NN 13 и 7 г. Казани, ДЮСШ N 1 г. Н. Челны, ДЮСШ г. Чистополя, Рыбно — Слободский ДЮКФП; городские центры технического творчества гг. Казани и Нижнекамска; эколого — биологический центр г. Нижнекамска; детские музыкальные школы N 7 гг. Казани и Н. Челны, средние музыкально — певческие школы NN 3 и 16 г. Казани, детская художественная школа N 2 г. Н. Челны, школа искусств Буинского района.
Вместе с тем в деятельности педагогических коллективов, руководителей ряда учреждений дополнительного образования еще не произошло радикальных изменений. В их работе превалирует досуговая функция, слишком большой объем массовой работы с детьми отрицательно влияет на качество образовательного процесса в объединениях по интересам. Учебные программы, реализуемые в объединениях, рассчитаны в большинстве своем на 1 — 2 года обучения, не продумывается преемственность в дополнительном образовании, программы не предусматривают формирования у обучающихся функциональной грамотности по профилю образования.
В ряде учреждений дополнительного образования при подборе кадров, распределении обязанностей между членами администрации не учитываются тарифно — квалификационные характеристики по должностям работников образования; имеются факты самоустранения административных работников от контроля за качеством образовательного процесса деятельностью педагогических работников за состоянием учебно — методической документации; методисты нагружаются поручениями, не соответствующими их должностным обязанностям, что приводит к перегрузке, нерациональному использованию их рабочего времени; не осуществляется глубокий, разносторонний анализ деятельности педагогического коллектива по дополнительному образованию детей, развитию их творческих способностей; ведется недостаточная работа над повышением уровня психолого — педагогической компетентности педагогов, их профессионального мастерства.
Эти и другие просчеты в деятельности учреждений дополнительного образования являются следствием недостаточного уровня руководства и практической помощи со стороны директоров учреждений, местных органов управления образованием.
В связи с вышеизложенным ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить должностные обязанности директора, заместителя директора по учебно — воспитательной работе, заведующего структурным подразделением и методиста учреждения дополнительного образования (приложение N 1).
2. Управлениям, отделам образования:
2.1. Руководствоваться настоящим приказом в части определения обязанностей директоров, заместителей директоров по учебно — воспитательной работе, заведующих структурными подразделениями и методистов учреждений дополнительного образования при их аттестации, инспектировании учреждений.
2.2. Наладить контроль за подбором, расстановкой и деятельностью руководящих и методических кадров УДО с учетом требований соответствующих тарифно — квалификационных характеристик и настоящих должностных обязанностей, профессионального уровня работников.
2.3. Принять меры к обеспечению рациональной организации и использования рабочего времени руководящих и методических кадров УДО, исключающих выполнение ими несвойственных обязанностей в ущерб основным.
2.4. Обеспечить своевременное обучение руководителей, методистов и педагогов УДО на курсах повышения квалификации в Республиканском Центре внешкольной работы.
2.5. Обеспечить разработку и введение в УДО должностных инструкций работников в соответствии с приложениями NN 2 и 3.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на начальника отдела дополнительного образования и воспитания Валеева Р.В.
Приложение N 1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Приложение N 1 к приказу МО Республики Татарстан от 24 февраля 1999 года N 78.
Осуществляет руководство учреждением в соответствии с его Уставом и законодательством РФ и РТ. Обеспечивает системную учебно — воспитательную, административно — хозяйственную, кадровую и финансовую деятельность учреждения.
Совместно с Советом учреждения определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения. Совместно с общественными организациями и органами педагогического самоуправления осуществляет разработку, учреждение и реализацию программ развития учреждения, долговременных локальных актов (Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и др.).
Определяет структуру управления учреждением, структуру самого учреждения, согласует штатное расписание с органами образования. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников учреждения.
Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку педагогических кадров. Обеспечивает разработку и утверждение должностных инструкций работников учреждения. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально — психологический климат в коллективе. Создает условия для повышения профессионального мастерства работников учреждения. Содействует деятельности педагогических организаций и методических объединений.
Формирует планы набора контингентов обучающихся в соответствии с запросами и потребностями детей и семьи в дополнительном образовании, обеспечивает контроль за комплектованием и сохранением контингента воспитанников, их социальную защиту в учреждении.
Обеспечивает методическую поддержку детским, подростковым и юношеским общественным организациям, движениям, объединениям, разрешенным законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.
Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований и средств, поступающих из других источников.
Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и других органах.
Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно — материальной базы, соблюдение правил санитарно — гигиенического режима, охраны труда, противопожарной безопасности, учет и хранение документации.
Несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса, за качество дополнительного образования, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан порядке.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО — ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Организует текущее и перспективное планирование дополнительной образовательной деятельности педагогического коллектива и реализацию планов учебно — воспитательной и методической работы.
Координирует и контролирует работу заведующих отделами, методистов и педагогов дополнительного образования по выполнению планов и программ, обеспечению качества учебно — воспитательного процесса и объективной оценки результатов образовательной подготовки обучающихся в объединениях по интересам.
Осуществляет разносторонний педагогический анализ учебно-воспитательного процесса, обеспечивает объективность оценки результативности труда педагогического коллектива.
Участвует в подборе, расстановке и аттестации кадров. Организует повышение их квалификации и профессионального мастерства средствами методической работы в учреждении, а также в системе непрерывного образования педагогических кадров. Оказывает помощь педагогам в освоении инновационных программ, технологий обучения и воспитания, создании авторских разработок. Привлекает к этой работе представителей науки, использует достижения передовой педагогической практики. Организует обобщение и распространение передового опыта дополнительного образования педагогов образовательных учреждений.
Организует методическую помощь педагогам образовательных учреждений в реализации дополнительного образования, массовых мероприятий с учащимися. Организует просветительскую работу с родителями.
Содействует установлению взаимосвязей с образовательными и другими учреждениями по вопросам организации деятельности учреждения.
Содействует пополнению материально — технической базы учреждения и учебно — методическому оснащению образовательного процесса.
Организует комплектование и принимает меры по сохранению контингента учащихся в объединениях.
Обеспечивает разработку необходимой учебно — методической документации.
Составляет расписание учебных занятий и массовых мероприятий с учащимися. Контролирует учебную нагрузку обучающихся. Составляет тарификацию и табель на оплату работы педагогов. Обеспечивает правильность ведения, своевременное составление и анализ установленной учебно — педагогической и отчетной документации.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛЕНИЕМ, ОТДЕЛОМ, ЛАБОРАТОРИИ И ДР.)
Руководит деятельностью структурного подразделения учреждения. Организует текущее и перспективное планирование и программирование дополнительной образовательной деятельности педколлектива отдела, разработку необходимой учебно — методической документации.
Организует образовательный процесс, обеспечивает выполнение учебных планов и программ, принимает меры по методическому обеспечению образовательного процесса. Осуществляет разносторонний педагогический анализ, разработку и осуществление системы контроля за качеством образовательного процесса, обеспечивает объективность его оценки.
Обеспечивает комплектование образовательного учреждения обучающимся, принимает меры по сохранению их контингента.
Взаимодействует с учреждениями образования, досуговыми учреждениями других ведомств с целью использования их творческого потенциала в интересах структурного подразделения.
Вносит предложения руководству по подбору, расстановке, организации творческой деятельности педагогических кадров структурного подразделения, ведет работу по созданию нормального психологического микроклимата в коллективе.
Оказывает помощь педработникам в освоении инновационных учебных программ и технологий обучения и воспитания, а также в разработке, экспертизе и создании авторских программ и других разработок.
Организует и участвует в обобщении, распространении передового опыта дополнительного образования учащихся.
Оказывает методическую помощь в организации семинаров, семинаров — практикумов, консультаций для педагогов образовательных учреждений. Организует и оказывает помощь в проведении культурно — массовых мероприятий. Организует просветительскую работу с родителями.
Участвует в создании, укреплении и сохранении материально — технической базы учебно — методического оснащения дополнительного образования.
Контролирует соблюдение правил санитарно — гигиенического режима, норм охраны труда и техники безопасности, противопожарной защиты. Принимает меры по охране жизни и здоровья воспитанников.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Организует методическую работу по соответствующему направлению деятельности в учреждениях дополнительного образования и других образовательных учреждениях.
Изучает, диагностирует уровень научно — технической и методической подготовки педагогов.
Ведет работу по повышению уровня научно — технической и методической подготовки педагогов: оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам учреждений образования в определении содержания, форм, методов и средств обучения по соответствующим направлениям деятельности (дополнительному образованию, развитию личности учащихся по внеурочной школьной работе, детскому движению, работе со школьниками по месту жительства и др.); совместно с педагогами составляет учебные и учебно — тематические планы, программы; организует работу по научно — методическому обеспечению содержания деятельности педагогов; принимает участие в разработке информационных и методических материалов, в прогнозировании и планировании повышения квалификации педагогов; воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта; анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы в учреждении; обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта педагогов.
Ведет работу по созданию информационно — методического фонда: организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно — методической документации и пособий, информационно — методических материалов; организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, фестивалей, соревнований, турниров, праздников и т.д.; информирует педагогов об имеющихся в информационно — методическом фонде материалах.
Принимает участие в управлении деятельностью УДО: анализирует состояние учебно — методической и воспитательной работы в учреждении и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности; участвует в работе по комплектованию объединений по интересам и сохранению контингента воспитанников; организует и координирует работу методических объединений педагогов.
Данные должностные обязанности составлены с учетом тарифно — квалификационных характеристик соответствующих педагогических кадров, утвержденных приказом МО РТ N 310 от 31.10.1995 г. Они являются примерными, содержат основные функции работников и являются основой для разработки в данном учреждении дополнительного образования должностных инструкций, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность директора, заместителя директора по учебно — воспитательной работе, руководителя структурного подразделения, методиста учреждения дополнительного образования.
Приложение N 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Приложение N 2 к приказу МО Республики Татарстан от 24 февраля 1999 года N 78.
Должностные инструкции входят в перечень локальных нормативных актов учреждения образования. Цель должностной инструкции — дать точное описание конкретного рабочего места, определить существенные элементы правового статуса сотрудника, выполняющего данную работу.
Инструкция должна соответствовать тарифно — квалификационной характеристике и законодательству по образованию. Форма должностной инструкции, структура ее текста выдерживается в соответствии с требованиями ГОСТа на организационно — распорядительную документацию.
Текст должностной инструкции состоит из следующих разделов:
1. Общие положения. Определяется сфера деятельности данного специалиста, порядок его назначения и освобождения от занимаемой должности, замещение по должности в период его отсутствия, квалификационные требования, подчиненность специалиста и должностные лица, которыми он руководит. В разделе перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности.
II. Функции. Определяются направления деятельности специалиста.
III. Должностные обязанности. Перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста; указывается форма его участия в управленческом процессе — руководит, утверждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет, контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д.
IV. Права. Определяются права, предоставляемые специалисту для выполнения возложенных на него функций и обязанностей.
V. Ответственность. Устанавливает виды ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение специалистом должностных обязанностей и неиспользование предоставленных ему прав.
VI. Взаимоотношения. Перечисляется круг должностных лиц, с которыми специалист вступает в служебные взаимоотношения и обеспечивается информацией, указываются сроки получения и предоставления информации, определяется порядок подписания, согласования и утверждения документов.
Должностная инструкция вводится в действие приказом по учреждению.
Приложение N 3. ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Приложение N 3 к приказу МО Республики Татарстан от 24 февраля 1999 года N 78.
УТВЕРЖДАЮ Директор __________________ наименование УДО _______ _____________________ подпись расшифровка подписи.
Полное наименование учреждения дополнительного образования.
Должностная инструкция ведена приказом от ________ N _____________.
дата номер приказа.
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1. Общие положения.
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно — квалифицированной характеристики педагога дополнительного образования, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 года N 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 года N 46) и приказом Министерства образования Республики Татарстан от 31.10.95 года N 310.
При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 года N 92.
1.2. Педагог дополнительного образования назначается и освобождается от должности директором учреждения дополнительного образования.
1.3. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.
Лицо, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями (например, в области народных промыслов) и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения дополнительного образования, в порядке исключения, может быть назначено на должность педагога дополнительного образования.
1.4. Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно заместителю директора УДО по учебно — воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности педагог дополнительного образования руководствуется Конституцией РФ и РТ, законодательством РФ по образованию, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законами РТ «Об образовании», «О языках народов Республики Татарстан», указами президентов РФ и РТ, решениями Правительства РФ, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров РТ, приказами Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства образования РТ и органа управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами УДО (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Педагог дополнительного образования соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Основными направлениями деятельности педагога дополнительного образования являются:
2.1. дополнительное образование обучающихся в УДО;
2.2. развитие творческих способностей обучающихся;
3. Должностные обязанности.
Педагог дополнительного образования выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. комплектует состав обучающихся кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по его сохранению в течение срока обучения;
3.2. осуществляет дополнительное образование обучающихся;
3.3. обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности;
3.4. обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;
3.5. участвует в разработке и реализации образовательных программ;
3.6. составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение; ведет установленную документацию и отчетность;
3.7. выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
3.8. поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
3.9. организует участие обучающихся в массовых мероприятиях;
3.10. оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам УДО;
3.11. обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; проводит инструктаж по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в журнале установленного образца;
3.12. оперативно извещает администрацию УДО о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.13. повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы;
3.14. участвует в работе педагогического совета УДО;
3.15. соблюдает этические нормы поведения в учреждении, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
Педагог дополнительного образования имеет право:
4.1. участвовать в управлении учреждением дополнительного образования в порядке, определяемом Уставом УДО;
4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогов норм профессиональной этики;
4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, на исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на добровольно основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленном Уставом УДО;
5.1. Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации и Республики Татарстан за качество выполнения дополнительных образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их правил и свобод.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка УДО, законных распоряжений директора УДО и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог дополнительного образования несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законами Российской Федерации и Республики Татарстан «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение учреждению дополнительного образования или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог дополнительного образования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Педагог дополнительного образования:
6.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях УДО и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора УДО по учебно-воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет заместителю директора УДО по учебно — воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.4. получает от директора УДО и его заместителей информацию нормативно — правового и организационно — методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками УДО;
Заместитель директора по.
(с полным наименование УДО) ________ _______________________.
(подпись) (расшифровка подписи)
С инструкцией ознакомлен(а): _________ ______________________.