Наша жизнь.
Сведения об организации.
Дополнительное образование.
В детском доме – учреждении круглосуточного пребывания – имеется возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития.
Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее значительным социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом.
Отличительная особенность дополнительного образования в детском доме заключается в том, что не имеет жёстких программных ограничений ни по срокам освоения материала, ни по этапам его усвоения. Сначала создаются условия, благоприятные для участия ребёнка в творческой деятельности, затем организуется сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал. Далее следует самостоятельное творчество (там, где это возможно) и поиск форм и средств реализации творческого потенциала ребёнка. Такая логика образовательного процесса создает равные «стартовые» возможности и потребности. Именно поэтому дополнительное образование в детском доме является одним из действенных средств интеграции детей-сирот в социум.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании. Используются традиционные формы организации деятельности детей в образовательном процессе (беседа, рассказ) и нетрадиционные формы – творческая мастерская, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, интегрированное занятие, акция, занятие-соревнование, спортивные игры, конкурсы, викторины, презентации и др. . Атмосфера занятий носит неформальный, доброжелательный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами.
Деятельность системы дополнительного образования в детском доме основывается на следующих принципах:
добровольность; самостоятельность; творчество; неформальное общение; отсутствие обязательной оценки; направленность на сплочение детского коллектива.
Дополнительное образование в детском доме осуществляется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
В основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо»), потребности личности.
Условия набора детей в кружки и секции:
Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способностей, уровня физического развития, не имеющих медицинских противопоказаний, группы комплектуются по возрастному принципу. Каждый ребёнок имеет право заниматься в нескольких кружках. Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, воспитатели, педагоги дополнительного образования).
Дополнительное образование обеспечивает неформальное общение детей с взрослыми, способствующее развитию коммуникативной сферы воспитанников. Умение ненавязчиво помогать ребёнку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях детского дома.
Дополнительное образование способствует формированию социальной, ценностной, профессиональной ориентации ребёнка. Это особенно важно для детей-сирот, поскольку к моменту выпуска из детского дома они, как правило, не достигают психологической зрелости для самостоятельного выбора жизненного и профессионального пути. Дополнительное образование помогает ребёнку сориентироваться в мире профессий, познакомиться с основными вариантами трудоустройства или продолжения обучения, «примерить на себя» ряд профессиональных областей.
Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Дополнительное образование помогает решить проблему свободного время провождения детей вне учебного процесса. Будучи доступным каждому желающему, оно открывает ребятам двери к постижению нового, даёт широкие возможности для расширения и углубления знаний, отработки практических навыков.
Сложившаяся система дополнительного образования в нашем детском доме отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Каждый ребёнок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Программы педагогов дополнительного образования нацелены не только на развитие творческих способностей воспитанников, но и на внутренние изменения в их сознании и самооценке, на объединение в сотворчество детей с разными индивидуальными возможностями, в том числе детей, склонных к асоциальным формам поведения. Это помогает в осуществлении комплексного подхода в профилактике правонарушений среди воспитанников.
Правильная организация дополнительного образования играет огромную роль в образовательно-воспитательном процессе детского дома в целом, так как занятия в этой сфере помогают ребёнку:
выявить и развить свои потенциальные творческие способности; определиться в своих интересах и возможностях, осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни; испытать ситуацию успеха, чего он, возможно, лишён в основной учебной деятельности; получить разнообразный социальный опыт, научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; самоутвердиться социально-адекватным способом; удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Цель дополнительного образования в нашем детском доме: создание условий для творческого развития личности воспитанников на основе приоритета их интересов, нужд, потребностей и потенциальных возможностей, обеспечение органического сочетания видов досуга с различными формами образовательной деятельности.
Задачи педагогов:
выявить потенциальные интересы, способности, склонности, возможности воспитанников к различным видам деятельности, оказать помощь в выборе кружка, секции; формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развивать творческие способности, совместную творческую деятельность; создать необходимые условия для реализации приобретенных знаний, умений, навыков (участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, обмен опытом); формировать общую культуру и умение организовывать содержательный досуг.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Спортивные кружки и секции, объединения, кружки по интересам.
Формы организации деятельности детей в процессе обучения: учебные занятия, часы общения, часы досуга, практические занятия, беседы, мастер-классы, практикумы, экскурсии, интеллектуальные игры и викторины, трудовые акции, праздники, походы, встречи с представителями разных профессий и т.д.
НАПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГКОУ «Павловский санаторный детский дом»
В нашем детском доме дополнительное образование осуществляется по следующим направлениям:
художественно-эстетическое; физкультурно-оздоровительное; техническое; социально-педагогическое.