Последние десятилетия отмечены бурным развитием информатизации, появлением информационных технологий нового поколения, которые активно проникают во все сферы жизнедеятельности. Сегодня невозможно представить систему высшего образования без информационных технологий. В современных условиях развития перед высшей школой открываются новые возможности удовлетворения образовательных потребностей,как обучающихся, так и обучающих [1].
В связи с тенденцией роста доли и значения информационных технологий в решении научно-исследовательских, методологических и педагогических задач, появляется проблема совершенствования методик преподавания.Создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды является одним из важнейших факторов введения ФГОС третьего поколения, включающей в себя техническую оснащённость, создание информационной инфраструктуры, информационное наполнение, а также обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам такой среды.Поисками способов формирования оптимальных условий для применения информационных ресурсов в образовательном процессе озадачены, прежде всего, вузовские преподаватели [2].
В организации учебного процесса нужно учитывать, что современные студенты первого курса, как правило, уверенные пользователи, имеют немалый опыт работы в виртуальной среде, хорошо ориентируются в глобальной сети, быстро находят требующуюся информацию. Уже за период школьного обучения виртуальная информационная среда постепенно становится доминирующей средой их «обитания». Владея навыками работы с информационной средой, молодые люди быстрее отдают предпочтение способам электронного освоения знаний учебных дисциплин. Более того, многие из них считают устаревшими традиционные способы обучения в аудитории по формуле «преподаватель-студент» и дома — «студент-книга», особенно если книга издана в типографии на «бумажном носителе». В вузы пришло учиться новое поколение студентов. Конечно, инновации не ставят своей целью полностью заменить преподавателя. Личный контакт при аудиторных занятиях – по-прежнему важнейшая форма обучения [3].
Остаются актуальными проблемы, связанные с увеличением объема учебной информации по дисциплинам, которую необходимо освоить в те же временные сроки. Одним из путей решения этих проблем может стать использование мультимедиа в процессе обучения или так называемое мультимедийное обучение.
Теория мультимедийного обучения включает в себя несколько принципов обучения с помощью или посредством мультимедиа-технологий, в частности, оптимальное обучение происходит только в том случае, когда вербальный и визуальный материал представляются синхронно. Опыт показывает, что визуализация – универсальный путь, но он не так прост, как кажется. Все зависит от наличия соответствующих информационных ресурсов, а также навыков работы с ними, необходимых для эффективной работы, как преподавателей, так и студентов. Исследования показывают, что гораздо более эффективным будет использование в инструкционных материалах одного, но качественно выполненного фрагмента, чем применение плохо выполненного мультимедийного обеспечения.
Информатизация образования предполагает наличие и воспитание профессионалов, обладающих высокой информационной культурой, аналитическими способностями и гуманистической системой ценностей.
Проблема формирования информационной культуры личности до сих пор недостаточно разработана. Начинается внедрение развития информационной культуры у людей среднего и старшего поколений, получивших общее и профессиональное образование до распространения персональных компьютеров и появления сети Интернет. Важным на сегодняшний день является создание «образовательной среды», способной обеспечить формирование, как отдельных компонентов информационной культуры, так и информационной культуры в целом.Информатизация в настоящее время охватывает все большие компоненты образовательной среды.
Подготовить компетентного специалиста в любой области невозможно без использования современных информационных образовательных технологий. При этом важно вооружить будущего специалиста знаниями современной информационной среды и программных средств обучения, обеспечить формирование его готовности к использованию всего многообразия информационных технологий в профессиональной деятельности.
Под средствами информационных и коммуникационных технологий в настоящее время понимают целый комплекс технических, программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе средств вычислительной техники, современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих накопление, хранение, обработку, передачу и оперативное управление информацией.
Применение компьютерных технологий не нарушает установленные сроки обучения, но дает возможность глубже осветить тот или иной теоретический вопрос. При этом студенты имеют возможность вникнуть более детально в изучаемые процессы и явления, усвоить важные теоретические вопросы, которыеизучить без использования интерактивных моделей не представляется возможным. При этом преподаватель может акцентировать внимание обучаемых на отдельныхособо сложных моментах.
Наибольшая эффективность обучения достигается, если:
— учебную информацию невозможно изучать в реальных условиях;
— визуализация объектов и явлений обеспечена более полно по сравнению с традиционными носителями информации;
— обеспечивается возможностьизменять временные масштабы событий, прерывать и повторять действие компьютерной модели;
— разработаны средства, обеспечивающие решение и анализ интерактивных задач с применением аналитического и графического методов;
— созданы электронные средства тестирования результатов учебной деятельности.
Образовательные электронные издания должны удовлетворять традиционным дидактическим требованиям, таким как научность, доступность, наглядность, системность и последовательность обучения, прочность усвоения знаний, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Основными моментами, на которые обращается основное внимание в настоящее время при разработке мультимедийных курсов и телекоммуникационных средств, являются повышение уровня визуализации, обеспечение интерактивности, наличие виртуальных практикумов, компьютерных лабораторных работ, а также соответствующих методических рекомендаций по их использованию.
Таким образом, можно предложить использование информационных технологий различными способами:
1) с целью наглядной демонстрации, обучения и тестирования;
2) в качестве компьютерных проектных сред;
3) для готовых компьютерных лабораторных комплексов при проведении экспериментов, измерения физических величин, для лабораторных работ;
4) в качестве самостоятельных проектных исследований с использованием компьютера;
5) для телекоммуникации в процессе обучения.
Отличительными положительными сторонами компьютерных технологий, с которыми знакомятся студенты, являются универсальность, наглядность, доступность и вариативность.
Таким образом, использование информационных коммуникационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов способствует развитию творческих способностей, профессиональных умений и навыков студентов, стимулирует мыслительную деятельность и активизирует познавательный интерес к изучаемому материалу, позволяет студентам занимать активную позицию в осмыслении профессионально значимой учебной информации, формировать профессиональные компетенции, осваивать новые информационные технологии, накапливать практический опыт.
Одним из путей эффективного внедрения информационных технологий в процесс обучения в высшей школе является создание и использование в учебном процессе учебных пособий и дидактических материалов нового поколения – электронных учебных пособий.
Исследования показывают, что при создании современных электронных учебных пособий должна ставится задача создания информационного компьютерного продукта, который был бы удобен для использования преподавателем как на учебном занятии, так при подготовке к нему, содержал бы максимум полезной информации в доступной форме, и способствовал бы повышению эффективности и наглядности обучения.
Электронные учебные пособия принципиально отличается от уже существующих тем, что максимально приближены к учебному процессу и его участникам: преподавателю и студенту, соответствуют целям, содержанию и структуре учебной дисциплины, характеру учебной деятельности. Отдельные элементы учебного пособия обеспечивают технологическую поддержку современных методов обучения (таких как метод проектов, технология личностно ориентированного обучения, метод обучения в сотрудничестве, игровая технология).
Учебный процесс организованный на основе применения электронного учебного комплекса такого типа, направлен на: улучшение качества усвоения как теоретических знаний, так и практических навыков; обеспечение возможности моделирования технико-организационных условий выполнения различных операций и работ; обеспечение формирования разных по характеру навыков: технико-организационных, умственных, сенсорно-двигательных, на формирование рациональных методов учебной деятельности учащихся.
Создание электронных учебно-методических комплексов учебных дисциплин – задача даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Как пишет профессор Б.В. Пальчевский: «В то же время задержка разработки и реализации очередных радикальных нововведений чревата стагнацией всей системы образования. Поэтому базовые нововведения имеют особую общественную ценность, именно они-то и нуждаются больше, чем другие, в экспериментах. Именно они и должны быть предметом исследования» [5].
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), помимо совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины, должен включать в себя следующие элементы [5]:
— Технология изучения дисциплины – для преподавателя;
— Блок-конспект дисциплины – для обучаемого;
Все электронные документы в составе ЭУМК мультимедийные, в них всегда присутствуют элементы интерактивности, это не простой перевод УМК на печатной основе в электронный документ формата doc или pdf.
Студенты могут использовать его для самостоятельного изучения отдельных тем учебных дисциплин, учиться решать учебные и практические задачи, проверять свои знания в ходе выполнения тестовых заданий и получать прикладные практические знания этой темы в окружающей действительности. При этом ведется постоянный мониторинг успехов, имеется возможность выполнения индивидуальных заданий и фиксации уровня достижений.
Преподавателям и студентам в электронном комплексе предназначены различные дидактические информационные материалы, а именно, методические разработки и конспекты лекций, которыми можно воспользоваться при подготовке к занятиям по данной теме; видеофильмы, с помощью которых преподаватель сможет объяснять новый учебный материал; кроме этого имеются методические рекомендации по использованию в учебном процессе моделей, предложены дидактические материалы с электронными моделями и иллюстрациями, которые помогут рассмотреть изучаемую тему с разных сторон, концентрируя внимание студентов на важнейших терминах, свойствах, определениях.
Учебные комплексы также содержат материалы, которыезнакомят преподавателя с проективной технологией и могут быть использованыдля организации самостоятельной работы студентов, а также для организации их исследовательской работы.
При разработке электронных учебных комплексов используются доступные и широко известные программы: Excel, PowerPoint, Word, проигрыватель WindowsMedia, Delphi. Комплексы оформлены в виде набора веб-страниц, для просмотра которых используется обозреватель InternetExplorer. Использование информационного продукта, подготовленного с помощью инструментальной среды, радикально меняет роли: преподаватель перестает быть источником информации и выступает в роли тьютора, сопровождая студента в информационном поле, побуждая его к активным учебным действиям.
Подобные учебные информационные комплексы являются гибкими, т.е. преподаватель может использовать его элементы по своему усмотрению, моделируя новые занятия и формы работы, учитывая психологические особенности студентов [6] и особенности программного обеспечения [7].
Электронные учебные комплексы могут быть использованы в учебном процессе для организации самостоятельной работы студентов (изучение конспектов, просмотр видеозаписей, проведение практических работ); при демонстрации преподавателем на занятии (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимаций), в том числе с помощью мультимедиа-проектора на экране или интерактивной доске.
Электронные учебные комплексы можно использовать при проведении виртуальных лабораторных работ, самостоятельных практических работ студентов (решение примеров из базы данных вопросов и задач); для проведения электронной аттестации студентов (контрольная работа). Элементы электронных учебных комплексов пригодны для разработки материалов контрольных работ и тренажерных средств, при подготовке преподавателя к занятию или контрольной работе, при выполнении студентами творческих работ под руководством преподавателя, а также самостоятельно.
Таким образом, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это программный мультимедиа продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний.
1. Мазаева Л.Н., Сухов А.Е.Создание современных электронных учебных пособий: проблемы, тенденции (статья). Инновационные технологии в образовании / Матер. конференции «Чтения Ушинского» — Ярославль:Изд-во ЯГПУ, 2008,Ушинские чтения, 2009.С.24–27.
2. Дьяконенко Ю.Н. Инновации в современном образовательном процессе/ Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях. Материалы VI Международной учебно-методической конференции. Под редакцией А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. – Чебоксары: Изд-во: Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 2014. – С. 30-31.
3. Райхлина А.В. Компетенции преподавателей как конкурентное преимущество вуза/ Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 8 частях. – М.: ООО «АР-Консалт», 2015. — С. 25-28.
4. Конькова О.М. Роль инновационных методов подготовки студентов в повышении конкурентоспособности выпускников вузов страны. Актуальные вопросы образования и науки / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 57–62.
5. Пальчевский Б.В. Понятие «Инновационное развитие»: логико-герменевтический анализ его сущности и значения в образовании Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Современные технологии образования взрослых. Сборник научных статей.Гродно, 2013.
6. Быкова Е.М., Серафимович И.В. Подход к реализации новых образовательных стандартов (ФГОС-2): создание условий для развития одаренности обучающихся и творческих способностей педагогов // «Реализация стандартов 2-го поколения в школе: проблемы и перспективы»сборник научный статей второй всероссийской интернет-конференции (октябрь-декабрь 2012)/под ред. Е.В.Карповой – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2012 – С.56-62/
7. Заботина Н.НСистема рейтинговой оценки деятельности преподавателей в 1С // Применение технологий «1С» для повышения эффективности деятельности организаций образования Сборник научных трудов Четырнадцатой Международной научно-практической конференции. Москва — 2014, 2014. С. 79-82.