В сфере страховых отношений такими факторами являются количество видов обязательного страхования и их соотношение между собой в отраслевом и социальном аспектах. Наличие определенных видов обязательного страхования обусловливает их классификацию по различным критериям. Так, исходя из форм собственности страховщика, обязательное страхование подразделяется на государственное и коммерческое. Государственное страхование — комплексное покрытие различных общественно значимых страховых рисков за счет средств государственного бюджета. В качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на то организаций. Средства, выделяемые на страхование, носят государственный характер, т. е. выделяются из бюджетов Федерации или ее субъекта. В круг интересов государства входит его монополия на проведение всех или отдельных видов страхования, определенных законом о статусе страховой деятельности, и приоритет в осуществлении социальной защиты граждан. Государственное страхование, проводимое во всех странах, ориентировано на решение социальных, общественных задач по защите интересов всех слоев населения и экономических субъектов различных сфер деятельности (на основе затратного механизма). Коммерческое обязательное страхование — негосударственная организационная форма страховых отношений, где в качестве страховщика выступает частный капитал в лице страховых компаний различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества и т. п.). Оно проводится на основе механизма самоокупаемости и прибыльности в соответствии с целями любой предпринимательской деятельности. Классификация видов обязательного страхования по данному критерию представлена на рис. 16.3. Коммерческое страхование, как известно, отклоняет риски, за которые уплачиваются незначительные (на взгляд страховщика) суммы страховых премий. Государственное же страхование не имеет целью получение дохода и поэтому принимает на страхование все риски. С учетом специфики обязательного государственного страхования в России допуск в этот сектор осуществляется на разрешительной основе. Частные страховщики допускаются к деятельности только в системе ОМС. Для этого они должны иметь лицензию Федеральной службы страхового надзора Минфина России (ФССН) и после этого пройти определенный отбор в субъекте РФ. Все другие виды государственного страхования осуществляют исключительно государственные неком-
мерческие финансово-кредитные учреждения — внебюджетные целе-, вые фонды (пенсионного страхования, социального, медицинского страхования).
Рис. 16.3. Классификация видов обязательного страхования в РФ по формам собственности страховщика В зависимости от участия в решении проблем общества выделяются следующие подсистемы обязательного страхования: социальное страхование, основанное на идее попечения об общественном благе и входящее в государственную социальную политику; включает страховую защиту жизненных интересов всех слоев населения (личное страхование); общественно значимое страхование, основанное на идее снижения крупномасштабных страховых рисков в жизнедеятельности экономических субъектов и частных лиц; включает определенные виды личного страхования, страхования имущества и страхования гражданской ответственности. Законодательство РФ в сфере социального страхования предусматривает образование особых (внебюджетных) фондов денежных средств, прямо не связанных с бюджетами различных уровней, которые представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и имеющих сугубо целевой характер расходования.
Государственные внебюджетные социальные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также очень близкий к ним по своей правовой природе Фонд обязательного страхования вкладов физических лиц в банках[XXXII] — имеют общегосударственное значение, так как по размеру мобилизующих денежных средств они занимают главенствующее положение в государстве и созданы для реализации основных конституционных прав граждан. Государственные внебюджетные социальные фонды и Фонд обязательного страхования вкладов физических лиц в банках формируются и функционируют на принципах, резко отличающихся от основ создания коммерческой (негосударственной) страховой системы. Эти различия заключаются в следующем: соответствующие структуры, занятые формированием и распределением денежных средств вышеприведенных фондов, — государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения (государственная корпорация — при осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов); формирование вышеприведенных страховых фондов — на обязательной основе путем сбора федерального социального налога и страховых взносов; прямое участие государственных органов в управлении системой обязательного социального страхования. Организационно-правовая модель системы социального страхования в Российской Федерации отвечает ее государственному режиму и имеет структуру, основанную на внебюджетных автономных страховых фондах. При этом независимость их функционирования весьма специфична и существенно отличается от финансовой деятельности страховых организаций, осуществляющих коммерческое страхование. Это прежде всего проявляется в невозможности существенно влиять на величину доходов и корректировать расходную часть своего бюджета. Наделив государственные внебюджетные социально значимые фонды и Агентство по страхованию вкладов как юридических лиц самостоятельностью, государство оставило за собой право решать многие вопросы, касающиеся их деятельности: определять размер обязатель-
ных платежей в фонды (в денежном смысле), принимать решения об * изменении, компенсации и индексации социальных выплат. Самостоятельность этих внебюджетных фондов и Агентства затрагивает в основном организационный аспект движения денежных средств, разработку методической документации и частично перераспределительные операции. Их назначение, в конечном счете, сводится к обеспечению финансовой ресурсной базы для реализации государственных социальных программ (пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования и др.), т.
е. к сбору установленных государством обязательных платежей и передаче их органам социальной защиты для Последующих выплат или непосредственно населению. Таким образом, государственные внебюджетные социальные фонды (в лице своих исполнительных органов) и Агентство ответственны только за организацию и управление процессами мобилизации и использования денежных средств в размерах и на нужды, строго определенные государством. В зависимости от принципиальных отличий объектов страхования обязательное страхование классифицируется на отрасли, виды и подвиды страхования (рис. 16.4). Особенностью данной классификации является отсутствие четкого разграничения иерархических уровней и объединение отдельных видов, подвидов в комплексные виды страхования. Так, в ладном страховании единичные виды присущи только 2-й подотрасли — страхованию от несчастных случаев. Страхование жизни объединяет различные социальные риски и риски, связанные с медицинским страхованием, страхованием от несчастных случаев и на случай смерти. В отрасли имущества к обязательной форме относятся несколько видов без выделения подотраслей. Например, имущество особой важности может принадлежать в равной степени и физическим и юридическим лицам. Страхование имущества особой важности подразделяется на следующие подвиды: обязательное коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками и иными государственными хранилищами культурных ценностей (в соответствии с Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г.); обязательное коммерческое страхование заложенного имущества от рисков утраты (в соответствии со ст. 110 ч. 2 ГК РФ); государственное обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1981 г.); J8 Страхование обязательное коммерческое страхование установок и сооружений при осуществлении геологической разведки (в соответствии с Федеральным законом РФ «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г.); обязательное противопожарное страхование имущества ино странных юридических лиц, совместных предприятий, международных объединений и организаций, находящихся на территории РФ (в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ с изменениями и дополнениями от 1995—2004 гг.) j Классификация обязательного страхования в зарубежной практике предусматривает выделение таких иерархических звеньев, как классы и подклассы в зависимости от видов страховых рисков (рис. 16.5).
Рис. 16.5. Классификация обязательного страхования в зарубежных странах Наиболее обширным по группировке рисков является класс страхования гражданской ответственности представителей отдельных профессий: риэлторы, медицинские работники, хирурги, адвокаты, охранники, инкассаторы, архитекторы, строители, таможенные брокеры, нотариусы и др. Подкласс автомобильного страхования объединяет имущественные и личностные риски страхователей (застрахованных лиц). Обязательное личное страхование в РФ Направления обязательного личного страхования и их характеристика Управление макроэкономическими социальными рисками в обществе осуществляется через механизм обязательного личного страхова- ния, включающего различного рода компенсации и страховые выплаты в форме страхового обеспечения. Обязательная форма страхования жизни, здоровья, трудоспособности и пенсий в РФ обусловлена, с одной стороны, сокращением прямого государственного участия в оказании социальной помощи населению, а с другой — объективной потребностью формирования системы, основанной на рыночных принципах функционирования. Обязательное личное страхование в РФ проводится по трем направлениям, каждое из которых включает определенные виды страхования жизни, здоровья и трудоспособности (рис. 16.6).
Рис. 16.6. Направления обязательного личного страхования в РФ и их видовой состав.
В отличие от мировой практики обязательного страхования жизненных интересов частных лиц (см. рис. 16.4) российская классификация обязательного личного страхования — ОЛС (см. рис. 16.5) предусматривает выделение двух самостоятельных направлений обязательной формы личного страхования, иного, чем социальное. В зарубежных странах эти направления объединяются в одно — личное страхование, иное, чем социальное. Выделение трех самостоятельных направлений обязательного личного страхования в РФ обусловлено различными источниками финансирования страховых отношений и разными статусами страховых организаций (см. подробно Приложение 4). Страховые выплаты пострадавшим лицам осуществляются за счет: бюджетных средств государства (1-е направление, ОГС); внебюджетных средств государства, т. е. из специальных внебюджетных фондов финансирования (2-е направление, ОСС); средств коммерческих страховых компаний (3-є направление, ОИС). Виды страхования, проводимые в обязательной форме, характеризуются в соответствующих подотраслях личного страхования следующим образом: долгосрочное страхование жизни — страхование на случай гибели сотрудников, работников; страхование по инвалидности и на случай потери кормильца, страхование пенсий военнослужащих и военнообязанных, страхование пенсии работников предприятий с особо опасными условиями труда; страхование от несчастных случаев — страхование на производстве и профзаболеваний, государственное страхование жизни определенных категорий граждан, обязательное личное страхование пассажиров на транспорте; медицинское страхование — страхование общих медицинских расходов (на амбулаторное лечение, на случай определенного заболевания, лечения в стационаре и др., затрат по хирургической операции и послеоперационному уходу, стоматологических расходов и т. д.), а также затрат, не связанных со стоимостью лечения (страхование на случай установления диагноза заболевания, болезни до 4-х месяцев; страхование потерь дохода в связи с заболеванием; страхование суточных расходов при нахождении в стационаре, больнице, госпитале и др.).