Главная Педагогика Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей подростков к народному творчеству.
Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей подростков к народному творчеству.
Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является приобщение детей и подростков к народному творчеству. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении школьников. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поколения учеников, и особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности.
Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.
Участие детей и подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что приобщение к культуре и искусству в системе дополнительного образования должно быть направлено на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов средств выразительности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.
Успех же всей культурной деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.
В жизни российских детей и подростков существует много тем, которые прекрасно реализуются художественно-творческими коллективами в своем репертуаре. Это песни о Родине, о природе, о детях, молодежи, народные песни России, произведения других стран. Репертуар должен соответствовать возрасту детей и подростков, хореографические постановки должны нести в себе сюжет детской интерпретации, не копировать постановки взрослых танцевальных коллективов. Эти условия должны соответствовать всем формам и направлениям художественно-творческой деятельности детей.
Ансамбль песни и танца, также как и другие формы художественно-творческой деятельности, воспитывают у ребят эстетические чувства, так как они отдают свой труд, свои знания и умения на радость другим людям.
Это обычно находит свое выражение в общественно полезной деятельности в школе. Дети, посещающие художественно-творческие коллективы дополнительного образования, как правило, в своих школах являются активными участниками художественной самодеятельности, сами ставят танцевальные номера, разучивают с другими детьми песни к различным праздникам, фестивалям песен и т.д.
Художественное начало есть в каждом ребенке. И педагогу дополнительного образования необходимо видеть в художественно-творческом начале две стороны — социальную и нравственную — и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, он открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания — воспитания личности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных содружествах и сообществах, развивает установки подростков на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственно-деловых отношений в современном социуме.
Таким образом, дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:
— оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей;
— процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;
— преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;
— дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации.
Дополнительное образование обеспечивает возможность обширных межкультурных контактов, социально-личностной успешности, активного созидания, развития в содружестве с другими людьми.