Дата размещения статьи: 16.01.2018.
Институт социальных пенсий, как и институты пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, дополнительного материального обеспечения за особые заслуги перед государством и др., является самостоятельным институтом пенсионного права.
При этом основополагающим принципом современного российского пенсионного права является принцип всеобщности пенсионного обеспечения, закрепленный в Конституции Российской Федерации, статья 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данный принцип проходит сквозь нормы каждого института пенсионного права, но особенно ярко его действие проявляется именно в факте установления социальных пенсий.
Как правило, пенсии устанавливаются в связи с трудовой и иной деятельностью, которая признается законодателем общественно полезной. Страховые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались (начислялись) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими значимой для государства соответствующей службы. Природа указанных видов пенсий, несмотря на различные источники финансирования (страховые средства и федеральный бюджет), схожа и заключается в компенсации гражданам утраченного заработка при окончании осуществления ими трудовой и или иной деятельности. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в особых случаях, например в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.
Вместе с тем имеются лица, которые как по объективным, так и по субъективным причинам при наступлении социально значимых обстоятельств могут не обладать правом на пенсию в связи с трудовой деятельностью или же на иную пенсию, предусмотренную законодательством для отдельных категорий граждан.
Предоставление таким лицам права на пенсионное обеспечение является необходимым и естественным условием для реализации принципа всеобщности. В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям), остаются без государственной поддержки.
Поэтому полная реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения невозможна без законодательного закрепления института социальных пенсий. В обратном случае указанный принцип оставался бы во многом только красивой декларацией.
Социальные пенсии являются сравнительно молодым институтом российского пенсионного законодательства. Его история насчитывает чуть более 27 лет. Впервые они были закреплены в Законе СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», затем вопросы их предоставления регулировались Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Заметим, что до принятия указанных законодательных актов нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось так называемое ежемесячное пособие, при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных в соответствии с законодательством их содержать. Следовательно, решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось проверкой их материального и семейного положения . Очевидно, что в такой ситуации о принципе всеобщности пенсионного обеспечения говорить не приходилось.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2001. С. 296.
В настоящее время социальные пенсии в общественном сознании являются чем-то обычным, существовавшими всегда. Сейчас они устанавливаются в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» .
Далее — Закон N 166-ФЗ.
Институт социальных пенсий, как и любое правовое явление, развивается, появляются новые нормы, в том числе и в отношении круга лиц, которым предоставляется право на социальную пенсию, что во многом обусловливается именно необходимостью полного воплощения в пенсионном законодательстве принципа всеобщности пенсионного обеспечения граждан.
Так, еще в 1993 году было установлено, что социальные пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера назначаются: мужчинам — по достижении 55 лет, женщинам — по достижении 50 лет. Тем самым в отношении данной категории граждан, учитывая их проживание в сложных природно-климатических условиях и низкую продолжительность жизни, была введена пенсионная льгота: снижение на десять лет пенсионного возраста, по достижении которого возникает право на социальную пенсию у нетрудоспособных граждан. Также на основании Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» было закреплено положение, в соответствии с которым ВИЧ-инфицированным — несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначается социальная пенсия, установленная для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации.
В общих чертах напомним, что собой представляет социальная пенсия в условиях действующего правового регулирования.
Устанавливается социальная пенсия (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) нетрудоспособным гражданам.
Под термином «нетрудоспособные граждане» в статье 2 Закона N 166-ФЗ понимаются инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Социальная пенсия назначается по общему правилу лицам, не имеющим права на какую-либо другую пенсию. При этом по желанию граждан, имеющих право на страховую или какую-либо иную пенсию, предусмотренную законодательством Российской Федерации, им также может назначаться социальная пенсия. Следует иметь в виду, что согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 166-ФЗ пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и социальные, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной пенсии.
Право на социальную пенсию, в соответствии с Законом N 166-ФЗ, предоставляется только постоянно проживающим в нашей стране лицам. Это условие в равной мере относится и к гражданам Российской Федерации, и к иностранцам с апатридами. Соответственно, при выезде на постоянное жительство за границу социальная пенсия не устанавливается, а выплата уже назначенной социальной пенсии прекращается. Также социальная пенсия не выплачивается гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории Российской Федерации имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства. Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее в установленном порядке вид на жительство.
Право на социальную пенсию имеют следующие пять категорий постоянно проживающих в России граждан:
инвалиды I, II, III группы, в том числе инвалиды с детства;
дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера, на день назначения пенсии (это исключительный случай в пенсионном законодательстве России, когда основанием различия условий пенсионного обеспечения выступает национальность гражданина);
граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет. При этом для иностранных граждан и лиц без гражданства в данном случае установлено дополнительное условие для назначения социальной пенсии — проживание в Российской Федерации не менее 15 лет, такой своеобразный «ценз оседлости» или стажевые требования по периодам проживания для назначения социальной пенсии.
С 1 января 2018 г. в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечисленные правомочные лица дополняются еще одной категорией.
Далее — Закон N 162-ФЗ.
С указанной даты право на социальную пенсию будет предоставлено детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны. Ранее такого права у этих детей не существовало. Тем самым на наших глазах принцип всеобщности пенсионного обеспечения оказывает влияние на уточнение пенсионного законодательства.
Здесь необходимы пояснения, кто же такие «дети, оба родителя которых неизвестны» и почему они до издания Закона N 162-ФЗ не входили в круг получателей социальной пенсии.
Согласно легальной дефиниции, включаемой в статью 2 Закона N 166-ФЗ, дети, оба родителя которых неизвестны, — это дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года включительно.
Таким образом, по существу речь идет о детях, которые сразу после рождения были подкинуты, оставлены, брошены матерью (родителями) и которые в связи с этим в юридическом смысле никогда не имели матери (родителей), поскольку данный факт не может быть подтвержден в установленном порядке . Конечно, пассаж о том, что они никогда не имели родителей, с точки зрения физиологической звучит неоправданно, однако исходя из юридических последствий это именно так. Что как раз и хорошо было видно на примере пенсионного обеспечения.
Поэтому далее по тексту статьи эти дети могут именоваться как дети-«подкидыши».
Потеря кормильца является общепризнанным страховым случаем и (или) социально значимым обстоятельством, с наступлением которого законодатель связывает возникновение пенсионных правоотношений. Правом на страховую пенсию по случаю потери кормильца на основании норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обладают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. В этом случае, а также при полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа заинтересованным гражданам устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца. Конечно, в первую очередь основной категорией получателей пенсии по случаю потери кормильца являются дети умерших родителей (родителя), что и понятно — в такой тяжелейшей и скорбной ситуации они априори являются наиболее беззащитными членами семьи умершего застрахованного лица. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Закона N 400-ФЗ).
Далее — Закон N 400-ФЗ.
Таким образом, согласно действующему законодательству для назначения ребенку пенсии по случаю потери кормильца (хоть страховой, хоть социальной) требуется, чтобы он имел кормильца, находился на его иждивении. Это в случае с детьми-«подкидышами» фактически невыполнимо — мать (родители) остается неизвестной, кормильцем она (они) не являлась и не является, иждивение не определяется, в конечном счете ее (их) нельзя потерять, поскольку терять можно только то, чем обладаешь, следовательно, не может быть подтверждено в установленном порядке основополагающее условие для назначения пенсии по случаю потери кормильца — собственно сама потеря кормильца. Поэтому дети-«подкидыши» не подпадали, да и не могли подпадать под действие норм института пенсий по случаю потери кормильца, в обратном случае нарушались бы концептуальные положения этого института.
Безусловно, данная проблема требовала урегулирования, и, как представляется, законодатель нашел достаточно элегантный выход из ситуации: путем введения нового вида социальной пенсии, который так и был назван — «социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны». Это позволило и принципы института пенсий по случаю потери кормильца не нарушить, и решить вопрос материального обеспечения детей-«подкидышей».
Кстати, известный специалист в области социального обеспечения детей Е.Г. Азарова в отношении рассматриваемой темы отмечала, что приравнивание в целях пенсионного обеспечения детей-«подкидышей» к детям, лишившимся кормильцев, неизбежно повлечет вполне обоснованный и закономерный вопрос о праве на социальную пенсию и всех детей одиноких матерей, поскольку они как бы «потеряли» отца. Поэтому она также предлагала не размывать понятие потери кормильца при решении этого вопроса, а ввести для детей-«подкидышей» ежемесячное федеральное пособие в размере, сопоставимом с размером социальной пенсии по случаю потери кормильца . В итоге понятие не размыли, а в роли федерального пособия выступил новый вид социальной пенсии.
Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. N 8. С. 119.
Итак, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 11 Закона N 166-ФЗ право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-«подкидыши». При этом данное право распространяется на детей в возрасте до 18 лет, а также на детей, которые старше этого возраста, но обучаются по очной форме. В этом случае право предоставляется до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Названным правомочным лицам устанавливается специальная социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.
Для назначения этой социальной пенсии, исходя из понятия «дети, оба родителя которых неизвестны», которое появляется в статье 2 Закона N 166-ФЗ, необходим документ, который подтверждает, что государственная регистрация рождения ребенка произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов.
В качестве такого документа может выступать свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствуют сведения об обоих родителях, или документ органа записи актов гражданского состояния, содержащий необходимые сведения.
Условие постоянного проживания для назначения социальной пенсии детям-«подкидышам» считается соблюденным не только при наличии у них регистрации по месту жительства, но и если они зарегистрированы по месту пребывания в специализированных учреждениях, а также в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей.
Что касается обращения за назначением социальной пенсии детям-«подкидышам», то оно осуществляется в установленном порядке:
— когда лицо, которому устанавливается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, за установлением пенсии от имени такого лица обращается его законный представитель;
— заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается его законным представителем (родителем, усыновителем либо опекуном, попечителем) по месту жительства законного представителя либо по месту жительства несовершеннолетнего или недееспособного лица;
— заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу, законным представителем которого является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, подается администрацией учреждения в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения;
— несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, вправе обратиться за установлением пенсии самостоятельно .
См.: пункты 1 — 13 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н.
Важно, что на основании пункта 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан, помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
В этой связи пенсионным законодательством предусматривается, что к заявлению об установлении пенсии, поданному от имени ребенка соответствующей организацией, на которую возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей, дополнительно прилагаются документы, удостоверяющие личность руководителя организации и назначение его на эту должность. В свою очередь, полномочия лица, действующего от имени руководителя организации, подтверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в первую очередь доверенностью, оформленной в установленном порядке.
Закон N 162-ФЗ также четко регламентировал момент, с которым связывается возникновение права на социальную пенсию у детей-«подкидышей». Согласно новому подпункту 1.1 пункта 1 статьи 23 Закона 166-ФЗ днем возникновения права на пенсию у этих граждан является дата составления записи акта о рождении. Но это вовсе не означает, что социальная пенсия детям, родители которых неизвестны, будет назначаться с обозначенного дня независимо от даты обращения за ней. Заявительный характер права на социальную пенсию не изменен. И в этом случае по-прежнему действует общее правило, закрепленное в статье 23 Закона N 166-ФЗ, о том, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Таким образом, если, к примеру, запись акта о рождении ребенка-«подкидыша» будет составлена 24 июня 2018 г., то для назначения социальной пенсии именно с этой даты необходимо будет обратиться за ней до конца указанного месяца. Если обращение последует только в июле 2018 г., то и пенсия будет назначена с 1 июля названного года.
Здесь акцентируем внимание, что данный Закон вступает в силу с 1 января 2018 г., следовательно, именно с этой даты у детей-«подкидышей», родившихся до указанной даты, что подтверждается свидетельством о рождении или другим документом, выданным органом записи актов гражданского состояния, возникает право на установление социальной пенсии.
Для своевременной реализации такими детьми права на пенсионное обеспечение, учитывая срок назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренный пунктом 1 статьи 23 Закона N 166-ФЗ, необходимо представить заявление о назначении пенсии в январе 2018 г. любым удобным для граждан способом, закрепленным в законодательстве.
Срок, на который устанавливается социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, определен в новом абзаце подпункта 6 пункта 4 статьи 23 Закона N 166-ФЗ, — на весь период, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным (иными словами, до достижения ребенком 18 лет или максимум до 23 лет, если он обучается по очной форме).
Размер социальной пенсии детям-«подкидышам» приравнен к размеру социальной пенсии по случаю потери кормильца детям — круглым сиротам, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери). Этот размер после проведения индексации с 1 апреля 2017 г. составляет 10 068 рублей 53 копейки в месяц.
При этом размеры социальных пенсий для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями Правительства Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). Соответственно, при выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер социальной пенсии определяется без учета районного коэффициента.
Пункт 4 статьи 24 Закона N 166-ФЗ содержит отсылочную норму, согласно которой выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном Законом N 400-ФЗ в отношении страховых пенсий. Практические вопросы выплаты пенсии конкретизируются в Приказе Минтруда России . Поэтому все нижеизложенное относится и к новому виду социальной пенсии, рассматриваемому в настоящей публикации.
См.: Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н (далее — Правила выплаты).
Напомним, что доставка пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм пенсии на счет или через организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсии) путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.
Особенностью доставки пенсии несовершеннолетним пенсионерам является то обстоятельство, что право на соответствующую пенсию имеет сам ребенок, вместе с тем доставка пенсии может производиться как на его имя, так и на имя его законного представителя, которым в нашем случае по общему правилу является опекун (попечитель), в том числе организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, если получателем пенсии является ребенок, доставка ему пенсии, согласно поданному заявлению, может производиться его опекуну (попечителю) на счет указанного лица в кредитной организации или через организацию почтовой связи (в последнем случае в доставочном документе указываются данные правомочного лица).
Если законным представителем ребенка является организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой проживает получатель пенсии, то ее доставка может осуществляться путем перечисления на счет этой организации.
При этом, исходя из части 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, суммы пенсии, причитающиеся несовершеннолетнему гражданину, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открытый опекуном (попечителем) в кредитной организации. Как следует из информационного письма Центрального банка РФ от 5 апреля 2016 г. N ИН-017-45/20, кредитные организации вправе осуществлять открытие бюджетным учреждениям, исполняющим обязанности опекунов (попечителей), отдельных номинальных счетов для зачисления средств, выплачиваемых на содержание подопечного, с отражением в бухгалтерском учете поступающих денежных средств с использованием балансового счета N 40823 «Номинальные счета опекунов или попечителей, бенефициарами по которым являются подопечные».
Кстати, в этой связи важно помнить, что согласно положениям статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются несовершеннолетним детям бесплатно. С учетом данного положения пункт 40 Правил выплаты о возможности перечисления сумм пенсии в стационарное учреждение социального обслуживания в счет платы за стационарное обслуживание по заявлению пенсионера (его законного представителя) в отношении детей применяться не должен.
Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе самостоятельно получать установленную ему пенсию на основании собственного волеизъявления как на счет в банке, так и через почту.
Как мы увидели выше, многие нормы, регулирующие вопросы предоставления социальной пенсии детям-«подкидышам», схожи с положениями законодательства об осуществлении социальной пенсии по случаю потери кормильца (к примеру, в части возраста детей, имеющих право на пенсию, ее размера, срока, на который она назначается, порядка обращения за пенсией и общих правил ее выплаты). Вместе с тем в вопросах выплаты имеется одно существенное различие.
На основании нового пункта 3.3 статьи 24 Закона N 166-ФЗ социальная пенсия детям-«подкидышам» в случае их усыновления не выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее лицо было усыновлено. Таким образом, введено дополнительное условие для прекращения выплаты пенсии, которым признается факт усыновления ребенка, оба родителя которого неизвестны. Представляется, что данное решение законодателя обусловливается именно отличием правовой природы рассматриваемой социальной пенсии от пенсии по случаю потери кормильца. Как отмечалось выше, само назначение этой социальной пенсии обусловливается не фактом потери кормильца, на иждивении которого находился ребенок (в юридическом смысле кормильца не существовало), а, по существу, фактом происхождения от неизвестных лиц, бросивших ребенка, что оставило его без попечения. С учетом такого подхода логичной выглядит ситуация, когда выплата социальной пенсии прекращается, если ребенок-«подкидыш» перестает быть таковым, обретая через усыновление родителей (кормильцев), обязанных его содержать. Обратим внимание, что согласно пункту 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Получается, что исчезает базовое основание, с которым связывается назначение и выплата такой социальной пенсии, поскольку появляются, в том числе и в юридическом смысле, родители, они же усыновители, то есть становятся известными.
Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии детям-«подкидышам» не влияет. Поэтому, к примеру, ее получатель, являющийся студентом очной формы обучения, но при этом осуществляющий трудовую деятельность (подрабатывает на каникулах), будет продолжать получать эту социальную пенсию до окончания установленного срока.
Следует иметь в виду, что получатель социальной пенсии обязан безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера названной пенсии или прекращение ее выплаты (например, в нашем случае — при усыновлении ребенка). Излишне выплаченные по вине получателя суммы социальной пенсии возмещаются им в порядке, установленном законодательством.
В заключение приведем для удобства восприятия и запоминания следующую таблицу об основных правовых аспектах назначения и выплаты социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны.
Правовые аспекты назначения и выплаты социальной пенсии детям-«подкидышам»