Федеральные нормативные правовые акты.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
— ст. 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии»
— ст. 21 «Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии»
— ст. 31 «Досрочное назначение страховой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава»
— ст. 32 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан»
— ст. 33 «Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
— ст. 34 «Перерасчет размеров страховых пенсий по документам выплатного дела»
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
— ст. 27 «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии»
— ст. 27.1 «Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава»
— ст. 28 «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан»
Примечание. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 N 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости»
Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Постановление Минтруда России от 01.04.2003 N 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению»
Федеральная судебная практика.
В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
(П. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»)
Примечание. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
(П. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»)
Примечание. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ). Ст. 120 ГК РФ утратила силу с 01.09.2014 (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ). В настоящее время деятельность учреждений регулируется ст. ст. 123.21 — 123.23 ГК РФ.
В случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
(П. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
(Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2018 N 44-КГ18-1)
Практика Московского городского суда.
Право на пенсионное обеспечение является имущественным правом гражданина с учетом положений ст. ст. 7, 39 Конституции РФ и Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», положения которого не предусматривают компенсацию морального вреда как вид ответственности за нарушение пенсионных прав.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 02.02.2018 по делу N 33-4025/2018)
В силу ст. ст. 173, 187 ТК РФ из специального стажа не могут быть исключены учебные отпуска, которые предоставлялись в периоды, подлежащие включению в подсчет специального стажа.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 30.01.2018 по делу N 33-3745/2018)
Прохождение курсов повышения квалификации является обязательной составляющей для медицинского работника, при направлении работника на такие курсы за ним сохраняется рабочее место и производится отчисление необходимых взносов. Суд установил, что на курсы повышения квалификации истец направлялась, работая на должности и в учреждении, предусмотренных Списком.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 30.01.2018 по делу N 33-3744/2018)
В соответствии с Письмом Пенсионного фонда РФ от 19.03.2004, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, а также «малыми Списками», то период работы в данной организации и должности рекомендовано засчитывать в специальный стаж без дополнительной проверки постоянной занятости, но только до 01.01.1992, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Для включения в подсчет специального стажа периодов работы после 01.01.1992 необходимо, помимо подтверждения особых условий труда и характеристик выполняемых работ, предусмотренных списками, и подтверждение постоянной занятости на данных работах.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2018 N 33-632/2018)
Общество, в котором работал истец в спорный период, изначально образовывалось как общество и никогда не имело организационно-правовой формы учреждения, следовательно, основания для установления тождественности должностей, включения спорного периода в специальный стаж истца отсутствуют.
Постановлением Правительства от 29.10.2002 N 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установлена единственная организационно-правовая форма — учреждение. Данным Постановлением не предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение для лиц, работающих в ООО, ОАО, ЗАО, АО даже при наличии у этих организаций лицензий на право осуществления медицинской деятельности и осуществления такой деятельности.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 20.12.2017 по делу N 33-52398/2017)
Истец доказал, что работал на должности музыкального руководителя, но не доказал, что работа по этой должности выполнялась на 1 ставку, а при таких обстоятельствах оснований для обязания ответчика включить спорные периоды в подсчет специального стажа истца не имеется, следовательно, заявленные требования подлежат отклонению.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2017 N 33-52154/2017)
Уплата страховых взносов является обязанностью работодателя, невыполнение указанной обязанности не может служить отказом для включения периодов работы в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Отсутствие сведений об уплаченных страховых взносах не может служить мотивом для отказа во включении периодов работы в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2017 по делу N 33-48442/2017)
Коротко о важном.
— о включении периодов работы в специальный стаж;
— о назначении досрочной страховой пенсии по старости;
— о признании незаконным решения об исключении из специального стажа периодов работы и об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
— Обратите внимание! В настоящее время вопросы назначения досрочной страховой пенсии по старости урегулированы в Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяются с 01.01.2015. Исключение — это нормы, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
— Исковые требования по данной категории споров должны быть основаны на нормах Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Требования к рабочему стажу и другие условия досрочного назначения страховой пенсии по старости содержатся в ст. ст. 30 — 33 данного Закона.
Так, в ст. ст. 30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлены требования, которым должно соответствовать лицо, претендующее на назначение досрочной пенсии, связанные с наличием у такого лица специального стажа на конкретных работах, производствах, по профессиям, должностям, специальностям, в учреждениях и организациях. Положения ст. ст. 30, 31 этого Закона применяются с учетом нормативных правовых актов, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665. В ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплены условия назначения досрочной страховой пенсии по старости определенным категориям лиц.
— В ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены следующие условия назначения страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста. В первую очередь претендент на назначение досрочной пенсии должен иметь индивидуальный пенсионный коэффициент не ниже 30.
Еще одно требование — наличие специального стажа не менее установленной величины, исчисляемого исходя из продолжительности работы в определенных должностях, на работах, по профессиям или специальностям в учреждениях, организациях, на производствах, связанных со специфическими условиями труда, в определенных местностях. Необходимая продолжительность такого стажа закреплена в п. п. 1 — 21 ч. 1 ст. 30 того же Закона.
Чаще всего причиной отказа в назначении досрочной пенсии является недостаточность страхового стажа. Нередко территориальный орган Пенсионного фонда РФ, рассматривая заявление о назначении досрочной пенсии, исключает из страхового стажа периоды работы, которые, по его мнению, не подтверждены документально. По этой причине данный материал посвящен доказыванию наличия у претендента на досрочную страховую пенсию необходимого страхового стажа.
— Фактически для удовлетворения требований истца ему необходимо доказать наличие необходимого стажа работы по профессиям, включенным в один из списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости. Такие списки указаны в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
— Надлежащим ответчиком по данной категории споров является территориальный орган Пенсионного фонда РФ, в который истец обращался с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости и который принял решение об исключении из специального стажа истца периодов работы.
— Истцом в данной категории споров является лицо, обращавшееся в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии и получившее отказ в удовлетворении такого заявления по вышеуказанным основаниям.
— К исковому заявлению обязательно нужно приложить доказательства факта работы истца в той или иной должности в спорный период.
— Обращаем внимание, что споры данной категории рассматриваются в общем порядке искового производства по правилам ГПК РФ.
Как следует из абз. 5, 6 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ дела, связанные с назначением и выплатой пенсий.
Таким образом, при составлении и предъявлении искового заявления, содержащего требования, перечисленные в настоящем материале, следует руководствоваться нормами ГПК РФ. В случае подачи административного искового заявления, составленного по правилам КАС РФ, суд откажет в его принятии (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 30.06.2017 N 33-8470/2017, от 24.10.2017 по делу N 33а-6134/2017, от 12.08.2016 по делу N 33а-16469/2016).
— Исковое заявление о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости следует подавать в районный суд как иск, не подлежащий оценке (ст. 24 ГПК РФ).
— Иски по делам, связанным с реализацией гражданами прав на трудовую пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности — по месту нахождения ответчика (соответствующего органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию) (ст. 28 ГПК РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
— Государственная пошлина при подаче искового заявления о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости составляет 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Истцы, не являющиеся получателями пенсии (за исключением истцов — инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по спорам, связанным с реализацией права на пенсию, уплачивают государственную пошлину, предусмотренную ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ (абз. 4 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»). Инвалиды I и II групп освобождены от уплаты госпошлины (пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).
— По данной категории споров не предусмотрен обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок их разрешения. Тем не менее до обращения в суд можно обжаловать решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии в вышестоящий пенсионный орган по отношению к органу, вынесшему такое решение. Такая возможность предусмотрена ч. 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
— Исковое заявление в суд можно представить как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заполнив форму, размещенную на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35 ГПК РФ).
— При составлении искового заявления следует учитывать, что в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включаются периоды работы в режиме введенного работодателем неполного рабочего дня (смены) продолжительностью менее 80 процентов продолжительности рабочего дня (смены) (Письмо ПФР от 07.05.2009 N 25-18/4444).
— Периоды работы (деятельности) истца, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» — 01.01.2015, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
— В обоснование исковых требований, доказывая факт работы в должностях, предусматривающих право на досрочное назначение страховой пенсии, истцу можно ссылаться не только на действующие сегодня списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, но и на аналогичные списки, которые действовали на момент работы истца в соответствующей должности (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.01.2018 N 33-3739/2018).
— В случае если ранее профессии, работа по которым дает право на получение права на досрочную пенсию по старости, имели другое наименование, следует обратить внимание суда на положения Постановления Минтруда России от 01.04.2003 N 15, которое определяет тождество различных наименований профессий и должностей, предусмотренных разными списками.
— При обращении в суд с требованием о назначении досрочной страховой пенсии по старости для работников учреждений здравоохранения и образования следует учитывать, что работа в организациях здравоохранения и образования, имеющих иную, отличную от учреждения, организационно-правовую форму (ЗАО, ОАО, автономная некоммерческая организация и т.д.), в специальный стаж не засчитывается (Письмо ГУ — ОПФР по г. Москве и МО от 21.12.2004 N 06/33516 «О применении постановления Конституционного Суда от 03.06.2004 N 11-П»).
Для принятия решения в пользу истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице.