История развития законодательной базы и практики государственного и обязательного страхования в России показывают:
1. Зависимость страхования от действующей системы экономических отношений в государстве. При централизованной экономике Советского Союза страхование было монополизировано государством, а деятельность страховой системы была подчинена интересам государственного бюджета. На современном этапе страхование становится одним из базовых элементов инфраструктуры рыночных отношений. 2. Наличие тесной зависимости страхового законодательства от социально-экономических условий развития государства. 3. Страхование и его законодательная база в России на современном этапе находятся в стадии становления.
Благодаря вступлению в силу Закона «Об организации страхового дела в РФ» и Гражданскому кодексу РФ законодательно определены основы обязательности в страховании.
Обязательное государственное личное страхование жизни и здоровья военнослужащих — явление в нашей стране относительно новое, оно было введено в начале 90-х годов прошлого столетия. Несмотря на прошедшие двадцать лет с момента появления этого вида страхования, общая концепция организации этого вида страхования сегодня в России не сформирована.
После Октябрьской революции 1917 года страховая отрасль в СССР была национализирована. 28 марта 1918 года Совнарком РСФСР принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике». Государственной монополией объявлялось страхование во всех видах и формах.
Все частные страховые общества и организации в пределах Российской Федерации становились достоянием РСФСР, за исключением кооперации.
Обязательное страхование делилось на личное и имущественное. В некоторых случаях законодатель использовал механизм обязательного государственного страхования отдельных категорий граждан. Например, положение о добровольной пожарной дружине на промышленных предприятиях предусматривало обязательное государственное страхование для членов этих дружин. Существовало страхование от несчастных случаев работников гражданской авиации, занятых на авиационных химических работах. В системе МВД СССР обязательному страхованию подлежали работники профессиональной пожарной охраны и фельдшеры подразделений вертолетного патрулирования ДПС ГАИ.
Вместе с тем, советское законодательство не предусматривало каких-либо мер обязательной страховой защиты в отношении военнослужащих, и, как и в дореволюционный период, системного характера этот вид страховой защиты не получил.
Основу системы социального обеспечения военнослужащих составляли другие виды гарантий и льгот.
В 1981 году Совет Министров СССР принял Положение «О льготах военнослужащих, военнообязанных, лиц уволенных с военной службы в отставку, и их семей», где был указан перечень основных льгот, которыми пользовались военнослужащие и члены их семей. Среди прочих указывались льготы по социальному страхованию, однако, в основном, они касались уволенных военнослужащих и были в большей степени трудовыми льготами.
Формирование в России обязательного государственного страхования жизни и здоровья отдельных категорий граждан в его нынешнем виде происходило в последнее десятилетие XX века и претерпевало изменения с учетом сложного для государства переходного периода и имевших место громких политических событий.
В этот период реформ государство проявило заинтересованность в совершенствовании правового регулирования государственной службы и стремилось повысить социальную защищенность лиц, участвующих в реализации важных государственных функций.
По свидетельствам современников, для советского руководства одним из побудительных мотивов принятия решения об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц явилась встреча Президента СССР М.С. Горбачева с представительницами комитета солдатских матерей, после которой Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1990 года №1393 (объявлено приказом Министра обороны СССР 1991 г. №50) впервые было введено обязательное государственное личное страхование военнослужащих.
Эта мера носила экстренный характер, и выплаты страховых сумм должны были производиться инспекциями Госстраха СССР с последующим восстановлением им этих сумм Правлением Госстраха СССР, а также возмещением расходов на ведение дела.
Страхование в буквальном смысле не осуществлялось, выплачиваемые Госстрахом СССР фиксированные суммы в дальнейшем относились к расходам и компенсировались напрямую из бюджета.
Период становления института государственного обязательного страхования военнослужащих характеризовался сложной политической обстановкой в России и за её пределами.
Распад СССР на самостоятельные государства принес с собой целый ряд проблем, в том числе связанных с отсутствием законодательной базы межгосударственных отношений и необходимостью её формирования. Законодательная деятельность Содружества Независимых Государств способствовала урегулированию острейших вопросов, затрагивающих интересы военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Обязательное государственное страхование военнослужащих получило свое признание и на международном уровне. 15 мая 1992 года в Ташкенте было принято «Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств».
В ст.1, в частности, отражено, что обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Расходы по обязательному государственному страхованию военнослужащих осуществляются государствами-участниками за счет их бюджетов без взаимных расчетов между государствами.
Впервые на законодательном уровне обязательное государственное страхование вводится в отношении сотрудников МВД Законом СССР от 6 марта 1991 года «О советской милиции» и Законом РСФСР от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции».
Статья 29 последнего Закона устанавливает, что все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций. [42, с.34]
Экономическая ситуация в стране в тот период характеризовалась высокими темпами роста инфляции, и в скором времени размер страховых выплат, предназначавшихся семьям погибших и военнослужащим, получившим увечья, перестал оказывать им существенную экономическую поддержку. Прежде всего, это касалось тех военнослужащих и членов их семей, кто оказался в «горячих точках». Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство РФ предпринимало меры к усилению социальной и правовой защищенности военнослужащих.
Постановлением Правительства РФ от 23 июня 1992 г. №422 «О дополнительных льготах военнослужащим, проходящим действительную военную службу на территории Республики Молдова, и членам их семей» размер страховых сумм по государственному обязательному страхованию был увеличен в два раза. Юрисдикция документа распространялась, помимо военнослужащих Министерства обороны, на военнослужащих Комитета по охране государственной границы и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ. Однако проблемы социальной защиты военнослужащих необходимо было решать не только в указанном регионе.
Возникла объективная потребность выработать принципиально иной подход к государственному обязательному страхованию военнослужащих, учитывающий специфику воинской деятельности в новых политических, экономических и социальных условиях.
В отношении военнослужащих, на уровне закона впервые обязательное государственное личное страхование было закреплено в ст. 18 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года №4338-1 «О статусе военнослужащих».
В этом законе, наряду с обязательным государственным личным страхованием, предусматривалось обязательное государственное страхование имущества военнослужащих по контракту.
Последующая практика реализации этой нормы выявила ее декларативный характер, а Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» этот вид страхования уже предусмотрен не был.
5 апреля 1993 года в Постановлении Правительства Российской Федерации №295 «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» был установлен порядок осуществления министерствами и ведомствами обязательного государственного личного страхования военнослужащих и приравненных к ним должностных лиц. Страховщиками по данному виду страхования были определены Военно-страховая компания, Российская государственная страховая компания и другие страховые организации. Источником уплаты страховой премии определены ассигнования, выделяемые на проведение обязательного государственного личного страхования из бюджетов различных уровней.
Указанное постановление вступало в действие «задним числом» — с 1 марта 1993 г.
Это подчеркивает озабоченность руководства страны необходимостью ускоренного введения нового вида страхования и осознание несостоятельности проводимой государственной политики в области страхования военнослужащих.
К особенностям документа необходимо отнести новую законодательную регламентацию основных положений обязательного государственного страхования военнослужащих.
Вместо выплаты страховых сумм в абсолютных размерах (фиксированной сумме) устанавливалась их выплата в относительных размерах (окладах денежного содержания).
Для военнослужащих, проходящих службу по контракту, — от 5 до 25 окладов денежного содержания, а по призыву — от 5 до 25 месячных минимальных размеров заработной платы. Размер страховых сумм, подлежащих выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, определялся исходя из окладов денежного содержания этих военнослужащих.
В то время как военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, и их выгодоприобретателям — исходя из установленного законодательством месячного минимального заработной платы на день наступления страхового случая.
Это подняло уровень социальной защищенности людей в погонах, но привело к значительной дифференциации страховых сумм, выплачиваемых различным категориям военнослужащих.
Положения постановления были доведены до войск приказом министра обороны РФ от 6 мая 1993 г. №246 «Об обязательном государственном личном страховании и порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей».
К особенностям приказа следует отнести отсутствие в нем норм, регламентирующих проведение обязательного государственного страхования имущества военнослужащих, предусмотренного Законом РФ от 22 января 1993 г. №4338-1 «О статусе военнослужащих». По поручению Совета Министров — Правительства РФ от 17 марта 1993 г. №ОЛ-П37-33081 Министерством обороны РФ был подготовлен проект федерального закона об обязательном государственном страховании имущества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Указанный документ определял порядок и условия проведения этой формы страхования.
Однако Министерство финансов России, ссылаясь на экономические трудности государства и дефицит федерального бюджета, отказалось от поддержки проекта и стало настаивать на исключении данной нормы из статуса военнослужащих.
Помимо рассмотренных выше положений, приказ Министра обороны РФ от 6 мая 1993 г. №246 вводил в действие Инструкцию, определявшую:
— правила страхования, порядок оформления документов и выплаты страхового обеспечения по обязательному государственному личному страхованию; — порядок выплаты единовременных пособий в случае получения военнослужащими увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, исключающих для них возможность дальнейшего прохождения службы, либо их гибели (смерти); — порядок осуществления контроля за работой по обязательному государственному личному страхованию и выплатой единовременных пособий военнослужащим (членам их семей), а также порядок представления отчетности.
Приказ министра обороны РФ от 6 мая 1993 г. №246 и вводимая им Инструкция были согласованы с Председателем Совета директоров.
Военно-страховой компании для взаимной реализации.
6 мая 1993 г. между Министерством обороны и Военно-страховой компанией был заключен договор «Об обязательном государственном личном страховании военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы». В дальнейшем этот договор, согласно которому обязательное государственное личное страхование военнослужащих Министерства обороны осуществлялось Военно-страховой компанией, пролонгировался 20 мая 1995 г. и 20 августа 1997 г.
Важным документом, определившим основные направления государственной политики в сфере обязательного страхования, мог стать Указ Президента Российской Федерации №667 от 6 апреля 1994 года, в котором давалось поручение о разработке законопроекта «Об основах проведения обязательного страхования в Российской Федерации».
К сожалению, данное поручение не было выполнено, и это негативно повлияло на последующее развитие системы обязательного страхования в стране.
Рассматривая эволюцию нормативно-правовой базы обязательного государственного страхования, невозможно обойти вниманием принятие в 1995 году Государственной думой РФ части второй Гражданского кодекса РФ. Этот документ главой 48 ст. 969 установил и регламентировал условия проведения обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих. Следует отметить норму, предполагавшую возможность проведения данного вида страхования и наличие среди объектов страхования, наряду с жизнью и здоровьем, имущества указанной категории граждан.
Еще одним отличительным моментом данного законодательного акта явилось введенное им название — обязательное государственное страхование государственных служащих, объединяющее принятые ранее понятия «обязательное государственное личное страхование» и «страхование имущества военнослужащих», а по сути, элементы личного и имущественного страхования.
Следующим документом, в котором получила развитие нормативно-правовая база обязательного государственного личного страхования военнослужащих, явился Указ Президента РФ от 12 июня 1996 г. №863 «О правах и льготах военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике».
В целях усиления социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, данным документом были предусмотрены дополнительные льготы.
В частности, размеры страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию этих военнослужащих стали исчисляться исходя из месячного оклада по воинской должности, установленного на день их выплаты для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях. Во исполнение приведенного Указа Правительство РФ приняло постановление от 31 октября 1996 г. №1315 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров — Правительства РФ от 5 апреля 1993 г. №295».
Новой вехой в становлении обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих стало подписание 28 марта 1998 Президентом Российской Федерации Федерального закона №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан) призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
За время, прошедшее с момента его принятия, в данный закон вносились изменения, расширяющие перечень категорий граждан, попадающих под его юрисдикцию. Указанные дополнения привели к изменениям его названия.
Учитывая, что данный закон действует в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», в нем не рассматриваются вопросы страхования имущества военнослужащих.
Считая данный закон базисным, кратко охарактеризуем изменения и нововведения, им регламентированные:
1. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. 2. Введен особый порядок лицензирования страховщиков и определены дополнительные меры контроля над их деятельностью. 3. Установлены особые требования к страховой организации при проведении обязательного государственного страхования. 4. Предусмотрено проведение конкурса при выборе страховщика. 5. Увеличены размеры страховых сумм военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Они исчисляются не из минимального размера оплаты труда, а исходя из минимального месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада по воинскому званию, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Данные меры позволили увеличить размер причитающихся им или членам их семей выплат в 3-4 раза.
6. Изменен порядок уплаты страховой премии (взносов). Расходы страховщика на ведение дел в размере до 6% исчисляются теперь не от суммы выплаченного страхового обеспечения, а от суммы перечисленной страховой премии (взноса). 7. Обязательное государственное личное страхование заменено на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, что конкретизировало перечень объектов страховой защиты. 8. Изменены основания для освобождения страховщика от выплаты страхового обеспечения.
Страховщик не освобождается от выплаты, если смерть застрахованного наступила вследствие самоубийства и к этому времени он находился на военной службе не менее шести месяцев или если смерть застрахованного лица является результатом доказанного судом доведения до самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе.
В исследуемом Федеральном законе в случае необоснованной задержки выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам (выгодоприобретателям) предусмотрена ответственность страховщика в размере 1 процента от страховой суммы за каждый день просрочки. Однако до 2003 г. у страховщиков была возможность уклониться от ответственности, сославшись на задержку внесения страхователем страховых взносов.
Принятие Конституционным судом РФ на основании жалоб военнослужащих постановления, отменяющего эту норму, лишило страховщиков возможности уклониться от выплаты штрафа.
Приведенные выше и многие другие изменения, внесенные этим Федеральным законом, обусловили формирование новой системы проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
В развитие Закона, Правительство Российской Федерации 29 июля 1998 г. принимает постановление №855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». [47, с.34]
Данный документ вводит в действие:
— перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию военнослужащим (приложение 1); — перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или лёгким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию военнослужащих (приложение 2).
Требования нормативных правовых актов, приведенных выше, доводятся до войск приказом Министра обороны от 10 октября 1998 г. №455 «Об организации в Министерстве обороны РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы». Этим документом утверждается Инструкция об организации в Министерстве обороны обязательного государственного страхования, в которой нашли отражение вопросы, связанные с наступлением страховых случаев в период прохождения военной службы.
Данный нормативный документ, по сути, дублируя Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ, не вносит в юридическую основу обязательного государственного страхования военнослужащих ничего нового, детализируя механизм его реализации.
Принятие данного приказа явилось основанием для внесения изменений в действовавший ранее приказ Министра обороны от 6 мая 1993 г. №246 «Об обязательном государственном личном страховании и порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей». В новой редакции он стал регламентировать только выплату единовременных пособий, однако срок его действия оказался непродолжительным.
Министром обороны 2 февраля 1999 г. издан приказ №55 «О порядке выплаты в Министерстве обороны РФ единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей», вводящий в действие Инструкцию о порядке выплаты в Министерстве обороны РФ единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.
С его принятием утратили силу приказы министра обороны РФ от 6 мая 1993 г. №246 и от 24 сентября 1996 г. №380.
С принятием в 2005 г. Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», был введен новый порядок проведения открытого конкурса по отбору страховщиков. Страхователи, уплачивающие страховые премии и/или осуществляющие страховые выплаты за счет средств федерального бюджета, согласовывают проведение конкурса с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
На 2011 год страховщиком по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих МО РФ выбрана Страховая компания «МАКС». Цена контракта на страхование военнослужащих МО РФ составляет около 1,8 млрд. рублей.
До 2009 года бессменным страховщиком Минобороны с 1993 года был Страховой дом «ВСК». В 2009 году тендер по обязательному личному страхованию военнослужащих выиграл Росгосстрах. В 2010 году в конкурсе ВСК не участвовал. Конкурс был закрытым и ВСК по каким-то причинам к участию в нем не пригласили.
Как многим из Вас, не получивших положенные страховые выплаты, известно, до недавнего времени Минобороны судился с ВСК, выставив страховщику претензий на 130 млн. руб., требуемых в качестве недополученных выплат. Результат прений выяснить не удалось.
Страховщиком жизни и здоровья сотрудников внутренних войск МВД на сегодняшний день является Росгосстрах.
Страхователи, уплачивающие страховые премии и (или) осуществляющие страховые выплаты за счет средств бюджета субъекта федерации или бюджета муниципального образования, согласовывают проведение конкурса с территориальными управлениями указанного министерства.
Также были установлены новые сроки проведения открытых конкурсов по отбору страховщиков. Страхователям, использующим средства федерального бюджета, предписано проводить конкурс не реже одного раза в три года. В случае если деятельность такого страхователя связана с необходимостью соблюдения конфиденциальности информации о сотрудниках, — не реже одного раза в пять лет.
Приведем перечень основных нормативных актов, регламентирующих проведение обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Министерства обороны РФ:
1) Часть вторая Гражданского кодекса РФ, статья 969. 2) Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». 3) Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». 4) Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. №855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». 5) Приказ Министра обороны от 10 октября 1998 г. №455 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы». 6) Приказ Министра обороны от 2 февраля 1999 г. №55 «О порядке выплаты в Министерстве обороны РФ единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей». 7) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».
На основании вышеперечисленного можно сделать вывод, что нормативная правовая база обязательного государственного страхования военнослужащих претерпевала множество изменений и на сегодняшний день сформирована.
Подводя итог организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих МО РФ, необходимо сделать выводы:
1. С правовой точки зрения законодатель в некоторых случаях неправомерно идентифицирует категории «выгодоприобретатели» и «члены семьи военнослужащего». 2. Экономические отношения, возникающие при проведении данного вида страхования, имеют финансово-правовую сущность, в отличие от гражданско-правовой, имеющей место в остальных видах страхования. 3. Обязательное государственное страхование является комбинированным видом страхования в связи с невозможностью однозначного отнесения объекта страховой защиты к имущественному или личному страхованию.
Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и перспективы развития.
Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации.
Обеспечение социальных гарантий государственных служащих — важная сторона укрепления государственности. Вопросы материального стимулирования государственной службы, в силу её специфики, не могут решаться только установлением определённого уровня денежного содержания. Поэтому законодательством предусмотрены организационные, правовые, социальные и финансовые гарантии положения государственных служащих, способствующие реализации их функциональных прав и обязанностей.
Социальным гарантиям в современных условиях уделяется повышенное внимание, как со стороны государства, так и государственных служащих. Статус государственного служащего влечет за собой сознательное ограничение прав и свобод гражданина, связанное в материальном плане с невозможностью заниматься предпринимательской деятельностью [13, с. 3]. Данное положение ставит благосостояние «государева человека» и его семьи в зависимость от размера получаемой заработной платы и обязывает государство обеспечить достойный уровень социальной защиты, который необходимо оценивать по шкале, принятой в мировом сообществе.
Её неотъемлемыми составными частями являются: всемерное сохранение здоровья, обеспечение достойной старости, организация полноценного отдыха и обязательное государственное страхование.
Основные положения по проведению обязательного государственного страхования приведены в ст. 969 Гражданского кодекса РФ.
Однако анализ необходимо осуществлять с учетом всех действующих в этой области нормативно-правовых актов, определяющих условия и порядок его проведения.
Обязательное государственное страхование осуществляется в целях обеспечения социальной защиты установленных законодательством категорий граждан и интересов государства. Деятельность военнослужащих, регламентированная Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является особым видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ. Данный вид деятельности, заключающийся в вооруженной защите государства от внешней агрессии и обеспечении внутреннего порядка в стране, сопряжен с риском для жизни и здоровья человека в погонах.
Объектами обязательного государственного страхования, в трактовке Гражданского кодекса РФ, могут являться жизнь, здоровье и имущество государственных служащих. Исходя из классификации отраслей страхования, определенной Гражданским кодексом РФ, обязательное государственное страхование является комбинированным видом страхования, включающим объекты обеих отраслей (рис. 1).
Рис. 1. Структура обязательного государственного страхования.
В личном страховании «…объектом страхования является защита имущественных интересов граждан, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением» [36, с.717].
По договору личного страхования при наступлении страхового случая страховщик обязуется в обмен на уплату страховой премии выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором страховую сумму.
Интерес страхователя состоит в «…стремлении получить имущественное обеспечение, связанное с жизнью, здоровьем, трудоспособностью его самого или застрахованного лица» [37, с.71].
В имущественном страховании «…объектом страхования выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение — возмещение ущерба, возникающего вследствие страхового случая» [36, с.713], а интерес страхователя в сохранении имущества «…проявляется в форме возмещения (компенсации) потерь, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом» [40, с.86]. Имущественный интерес проистекает из вероятности возникновения имущественного ущерба. Нанесение данного ущерба может выражаться в уничтожении или частичном повреждении принадлежащего гражданину имущества.
Источником средств на проведение обязательного государственного страхования являются бюджетные средства соответствующего уровня.
Обязательное государственное страхование осуществляется указанными в нормативно-правовых актах государственными страховыми или иными государственными организациями-страховщиками.
К страховым организациям, допущенным к осуществлению обязательного государственного страхования, предъявляются следующие требования:
— уставный капитал сформирован без участия иностранных инвестиций; — имеют практический опыт работы в области личного страхования не менее одного года; — показатели финансовой надежности, установленные федеральным органом по надзору за страховой деятельностью, гарантируют финансовую обеспеченность взятых на ответственность страховых обязательств.
В настоящее время осуществлением обязательного государственного страхования занимается страховая компания «Макс», которая в начале 2010 года победила в конкурсе, проводимом Министерством обороны на условиях Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд». До этого поставщиком страховых услуг для Министерства обороны являлась ОАО «Росгосстрах».
Для реализации государственного контракта по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Минобороны в ОАО «Макс» используется специальное программное обеспечение, которое было разработано для сопровождения государственного контракта обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Оно позволяет вести учет поступающих платежей и произведенных выплат по всем показателям, а также регистрацию всех поступающих документов и обеспечивает при этом сохранность данных. Для обеспечения контракта в корпоративной информационной системе предусматривается создание особого режима, позволяющего контролировать процесс ведения контракта в режиме реального времени. Скорость обработки стандартного запроса составляет не более 15 секунд. При регистрации страхового случая в программу вносится полная информация о нем (ФИО застрахованного лица, код договора, вид события, вид бюджета, наименование региона и т.д.) и полностью исключается возможность дублирования страховых случаев.
При расчетах страховых сумм программа оперативно реагирует на любые изменения такие, например, как изменение численности, окладов по должности и по званию и т.д.
Перечисление страховых сумм потерпевшим (выгодоприобретателям) производится по системе «клиент-банк» ОАО «Макс» электронными платежами.
В ходе сопровождения государственного контракта осуществляется централизованная обработка страховых материалов, для проведения страховых выплат используется уникальная система управления базами данных, специально разработанные программы. При использовании получаемой конфиденциальной информации строго соблюдается установленный законодательством Российской Федерации режим ее обработки и защиты. Это позволяет при осуществлении обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Минобороны обеспечить защиту информации, касающейся вопросов страхования жизни и здоровья застрахованных.
Выплата осуществляется путем перечисления страховых сумм непосредственно с расчетного счета ОАО «Макс» на лицевые счета застрахованных лиц (выгодоприобретателей).
Страхователями при проведении обязательного государственного страхования являются заинтересованные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
По законодательству весь оборот денежных средств государства регулируется финансовым правом.
Уплата страховой премии органом исполнительной власти страховщику осуществляется за счет бюджетных ассигнований. Следовательно, и отношения по обязательному государственному страхованию являются в основе своей не гражданско-правовыми, а финансово-правовыми.
Застрахованными по обязательному государственному страхованию являются военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица.
Условия, нормы и порядок страхового обеспечения распространяются на следующие категории застрахованных:
а) на военнослужащих Вооружённых сил РФ — независимо от места прохождения ими службы и проживающих на территории РФ, уволенных военнослужащих Вооруженных сил; б) проживающих на территории РФ, уволенных с военной службы военнослужащих Вооружённых сил государств _ участников Содружества Независимых Государств, с которыми РФ заключены соглашения о страховании; в) на уволенных с военной службы военнослужащих Вооружённых сил РФ, военнослужащих Вооружённых сил РФ, проживающих на территории государств _ бывших республик Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Россией не заключены соглашения о страховании, если законодательством этих государств не предусмотрено осуществление обязательного государственного страхования этой категории лиц.
Анализируя категорию выгодоприобретателей, имеющих право на получение страхового обеспечения в случае гибели военнослужащего, отметим её явное несоответствие другой, более распространенной и наиболее употребимой в законодательстве о военнослужащих категории — члены семьи военнослужащего.
Согласно действующему законодательству к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются льготы и компенсации, относятся:
— супруга (супруг); — несовершеннолетние дети; — дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; — дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; — лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В нормативных правовых актах, регламентирующих проведение обязательного государственного страхования военнослужащих, помимо перечисленных выше граждан, в категорию выгодоприобретателей включены:
— родители (усыновители) застрахованного лица; — дедушка и бабушка застрахованного лица — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трёх лет; — отчим и мачеха застрахованного лица — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет.
Необходимо отметить расширительную трактовку, данную законодателем в отношении детей, являющихся выгодоприобретателями. В частности, в указанном выше Законе сняты ограничения на организационно-правовую форму собственности образовательного учреждения, в котором ребенок может обучаться до достижения им возраста 23 лет.
Таким образом, категория выгодоприобретателей в обязательном государственном страховании включает в себя большее количество граждан, имеющих право на получение страхового обеспечения, чем категория членов семьи военнослужащего. Эти две категории в данном виде страхования нельзя отождествлять.
Жизнь и здоровье военнослужащих подлежат обязательному государственному страхованию на весь период прохождения службы (военных сборов), а также в течение одного года после окончания военной службы. Страховыми случаями, влекущими выплату страховой суммы, являются:
а) гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы; б) установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы; в) получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии); г) досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными вследствие увечья (ранения, травмы) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Предусмотренные законодателем нормы страхового обеспечения, от которых исчисляется причитающаяся сумма страховых выплат, приведены на рис. 2. Пример расчета причитающихся сумм в Приложении 3.
Рис. 2. Страховые случаи и нормы страхового обеспечения. ОДС — оклад денежного содержания военнослужащего.
Выплата страховых сумм по обязательному государственному страхованию производится застрахованному, независимо от сумм, причитающихся им по другим видам добровольного страхования.
Исключение составляют случаи, когда жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, например военные судьи, военные прокуроры и т.д.
Указанным категориям государственных служащих и их выгодоприобретателям суммы выплачиваемого страхового обеспечения, в различных случаях служебного положения, будут значительно отличаться.
При одинаковом количестве причитающихся окладов в случае повреждения здоровья в период отправления правосудия, размер страхового обеспечения будет значительно больше, чем в процессе исполнения обязанностей военной службы.
Юридическая основа. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Основанием возникновения страховых правоотношений по обязательному государственному страхованию является не только норма закона. Необходимо наличие конкретных фактов, обстоятельств.
Наличие у военнослужащего права получить страховую выплату при повреждении здоровья, даже при неуплате страхователем страховой премии, не является основанием для его реализации, необходим факт наступления страхового случая.
Аналогично, с момента вступления в силу закона об обязательном государственном страховании возникает обязанность страхователя уплатить страховую премию исходя из количества застрахованных.
Однако для того чтобы норма, устанавливающая обязанность уплатить страховую премию, распространилась на страхователя, необходимо обстоятельство — факт, позволяющий отнести данное министерство к категории страхователей.
Таким образом, основанием возникновения страховых правоотношений являются юридические факты: в добровольном страховании и в большей части обязательного страхования — договоры страхования, в обязательном государственном страховании необходимо сочетание нескольких факторов:
— наличие правовых норм, определяющих условия проведения обязательного государственного страхования; — наличие фактических обстоятельств (юридических фактов), позволяющих распространить указанные в законе права и обязанности на страхователя, страховщика и застрахованных.
В связи с особой значимостью, придаваемой государством проведению обязательного государственного страхования, его социальной направленностью на защиту интересов военнослужащих в законе установлены особые условия лицензирования данного вида деятельности. Общие положения по лицензированию страховой деятельности отражены в приказе Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. №02-02/08 «Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ».
Особым условием для получения разрешения на проведение обязательного государственного страхования является соответствие страховой организации установленным требованиям по защите государственной тайны.
Под государственной тайной понимают «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ».
Страховая организация при осуществлении обязательного государственного страхования частично касается сведений, защищаемых государством в военной области. К сведениям, доступным страховой компании, относятся данные о дислокации, численности военнослужащих, в том числе в разрезе должностных категорий, а также размерах фонда денежного довольствия и т.п. Наличие у страховщика подобной информации и предопределило необходимость получения им допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.