Академическое образование в Федеративной Республике привлекательно как для начинающих студентов, так и для молодых учёных. Его отличительная черта — гармоничное сочетание старых университетских традиций и современных достижений науки. В «студенческом городке Германия» насчитывается более 300 вузов. Наряду со старыми университетами, отличающимися широким выбором классических предметов, в Германии появляется всё больше и больше новых вузов, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.
Главный принцип высшего образования в Германии — «академическая свобода», поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска к обучению в вузах. В соответствии с принципом «академической свободы» обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты.
Другой важный принцип немецких вузов — связь учёбного процесса и научных исследований. В университетах ФРГ работает много известных учёных. В лабораториях при университетах часто совершаются открытия мирового уровня.
В немецких вузах дают не только теоретическое образование, но и опыт практической работы по профессии. С фундаментальными исследованиями здесь соседствуют прикладные науки. Существует и много примеров удачного сотрудничества университетов с международными концернами и иностранными исследовательскими институтами. Всё это повышает конкурентоспособность и карьерные шансы выпускников немецких вузов.
Сегодня в Федеративной Республике Германии насчитывается более 300 высших учебных заведений, в которых обучается свыше 1млн. 800 тыс. студентов. Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов:
Основанные в 14-15 веках, университеты имели три направления: философский, медицинский и теологический. Современный немецкий университет это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей.
Данные университеты фокусируют внимание своих студентов на определенных направлениях: технических, естественно-научных, экономических специальностях. Правда различие между техническими университетами и просто университетами весьма условно, поскольку, как правило, и в технических университетах есть отделения гуманитарных и прикладных наук.
Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инженеров, экономистов и др. Отличие от университетов состоит в том, что основное внимание уделяются практическим программам.
Кроме того существует специальные высшие учебные заведения: педагогические, теологические, музыкальные, административные, специальные высшие учебные заведения искусства.
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.
Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее – сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.
В Германии существует одна ученая степень — доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении.
Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего образования В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском секторе.
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе промышленной, наукой. Такой подход позволяет исключить дублирование исследований, при этом облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме.
При вузах создаются демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях. Значительный интерес к вузовским разработкам проявляют представители не только мелкого бизнеса, но и крупных компаний.
Одной из важных проблем немецких вузов является их перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных мест. Несмотря на демографический спад, с 1975 г. контингенты студентов неуклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.
Система высшего образования в ГДР в основном развивалась за счет создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.
Специальные высшие школы не являются аналогами специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ. Их планируется интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов, а специальные профессиональные вузы основывать либо из профессиональных училищ (наилучших из них), повышая таким образом их статус, либо из высших технических школ, существовавших в ГДР.
В системе высшего образования Германии не существует уровней обучения как понятия «классов». Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр.
Учебный год начинается примерно 15 октября из двух семестров. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех спецкурсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его. В этом — преимущество и недостаток немецких вузов, потому что студенты могут безбоязненно предаваться развлечениям вместо учебы. К относительным недостаткам системы образования Германии можно отнести слишком большую среднюю продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть семь лет. По сравнению с мировым уровнем это достаточно долго. Во втором типе вузов — специализированных высших школах — процесс обучения более регламентирован.
Поскольку в этом случае учащиеся обязаны следовать конкретному учебному плану и расписанию экзаменов, высшую школу можно закончить за 4 года. Неограниченное время обучения в вузах ФРГ стало своего рода проблемой для их руководства, которое, в конце концов, стало бороться с вечными студентами. Теперь, если человек учится больше нормированного времени — обычно это 5-7 лет, ему приходится выплачивать за учебу небольшие суммы.
Профессиональное образование в Германии.
Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течении 3 лет по 6 — 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью.
В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного типа.
Система профессиональных школ повышенного типа включает множество «школ специальностей» — домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др. со сроком обучения 1-4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.
Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2-3 года, тут готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.
Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире так как она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор. 80 % учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые классы «без практического обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.
Профессиональное обучение в ФРГ в настоящее время испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает. В тоже время в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профессиональных училищах.
После объединения страны число учащихся ПТУ в восточных землях сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.
Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью образовательных учреждений и фирм за профессиональное образование.
Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые, как и в старых землях, должны составлять основу промышленности. Считается, что именно на небольших фирмах будут в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ. Правительство предусмотрело дотации на каждого ученика для малых и средних предприятий, чтобы стимулировать их содействии профессиональному образованию.
Опекунский совет, в ведении которого находится вся собственность бывшей ГДР и который занимается приватизацией государственных предприятий, предусматривает в контрактах на продажу заводов и фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. В целом оптимальным средством расширения числа учебных мест для учащихся профессиональных училищ является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм.
Дошкольное и среднее образование в Германии.
Германия до 1991 года она была расколота на две страны: социалистическую — ГДР и капиталистическую – ФРГ, в которых сложились разные системы образования, но после воссоединения Германии возникла необходимость уровнять эти системы. Реформа образования коснулась прежде всего бывшей ГДР.
Обязательное обучение длится с 6 до 18 летнего возраста. После четырех (в Берлине и Бранденбурге: шести) лет Начальной школы ученик может выбирать между различными школами, с различным уровнем дальнейшего образования, между Основной школой (неполное среднее образование), Реальной школой (10 классов), Гимназией или Всеобщей школой (объединяет все типы школ). Кроме того, имеется особые школы с специально обученными преподавателями, для трудных детей.
Сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3-5 лет.
В возрасте 6 лет начинается обучение в школе, оно обязательно в течение 9, а в некоторых землях 10 лет. Первой ступенью в школьной системе является начальная школа: 1-4 классы, в некоторых землях 1-6 классы. В начальных классах широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. В 3 и 4 классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.
Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в 4-6 классах решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной народной, реальной школе или гимназии. Выбор зависит от способностей и желания ученика.
Обучение в полной народной школе продолжается до 9 или 10 класса. Это учебное заведения подготавливает ребенка прежде всего к получению профессии: уроки профессионального мастерства в целом посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам.
В полной народной школе религия, история, обществоведение, родной язык занимают 33% всего учебного времени. На естествознание (биологию, начальные сведения по физике и химии) и математику отводится по 4 часа в неделю. Труд, физкультура и предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) занимают 22% учебного времени.
Численность учеников полной народной школы с годами снижается, из-за роста числа желающих получить широкое образование, дающее лучшие перспективы для карьеры.
Окончившие полную народную школу при выполнении ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) могут получить свидетельство реальной школы. Последняя отличается от полной народной более высоким качеством обучения, широким спектром преподаваемых дисциплин, а также возможностью выбора уклона (математико-естественно-научного, языкового, общественно-экономического и др.).
Реальная школа характеризуется педагогами как «теоретико-практическая». В отличие от полной народной школы в реальной преподаются «не обязательные предметы физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. В старших классах вводится один — два предмета по выбору, что дает возможность учащимся специализироваться в какой-либо области. Хорошо успевающие учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии.
Документ об окончании полной народной и реальной школ дает право на поступление в профессиональные училища; реальная школа вместе с тем открывает возможность обучения в профессиональных школах более высокой ступени, а при сдаче дополнительных экзаменов — в гимназии. Аттестат гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет поступить в вуз.
Единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию — гимназии. В течение учебы происходит отсев школьников, который особенно велик после 10 класса, на переходе из средней на старшую ступень гимназии классы). Оканчивают гимназию в 13 классе лишь половина из тех, кто поступил в нее.
Гимназии имеют специализированный характер и традиционно делятся на классические, естественно-математические и современных языков. Есть также инженерные, экономические и педагогические гимназии. Обязательные предметы для всех типов гимназий — немецкий язык, история, география, математика, биология, физкультура, музыка и религия. В классических гимназиях обязательно изучение латинского, греческого и одного из современных языков. В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия.
В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный характер. В школьной системе Германии сравнительно небольшое место занимают «общие школы», в которых нет четкого разделения на виды обучения. Их существование можно рассматривать пока в качестве эксперимента.
По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.
После воссоединения в бывшей ГДР первым шагом стало создание трех видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом: окончание 10 класса приравнивается к окончанию полной народной школы, причем 9 класс разделяется на выпускной класс полной народной школы и 9 класс (начальный) реальной школы. Выпускник 10 класса получает свидетельство об окончании реальной школы, аклассы имеют статус гимназической ступени обучения. Первое полугодие 10 класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев. Постепенно вводится более дифференцированная система обучения — с гибким подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей и с различными уклонами в обучении.
Ещё по теме:
Высшая школа ФРГ на современном этапе.
В России существует представление о Германии как стране старинных университетских традиций, где дают настоящее классическое образование. Действительно, первые немецкие университеты были основаны ещё в Средние века – Гейдельбергский в 1386 г., Кёльнский в 1388 г. и др. Немало россиян, прославившихся на поприще науки и искусства, многим обязаны сильной немецкой школе: М. В. Ломоносов учился в Марбурге и Фрайбурге, Б. Л. Пастернак — в Марбурге и Гёттингене, Софья Ковалевская получила степень доктора философии в Гёттингенском университете.
Но времена меняются. В настоящее время при сохранении традиционной фундаментальности система немецкого высшего образования стала более гибкой и старается откликаться на «вызовы времени». По всем 16 землям Германии насчитывается более 300 университетов, профессиональных и технических высших школ, которые предлагают учебные программы более, чем по 400 специальностям. И хотя практически любой университет в Германии предоставит всегда широкий выбор классических предметов, в последние годы в немецких ВУЗах приобретает всё большее значение междисциплинарное обучение, тесная связь между теорией и практикой и интернационализация обучения.
Модернизация немецкой системы высшего образования проявляется во многом. Например, всё более популярными становятся учебные программы, ориентированные на получение степеней бакалавра и магистра, а также программы повышения квалификации для тех, кто уже получил какое-либо высшее образование (Aufbaustudium – ср. в Словаре). Преимущество этих программ, особенно для иностранцев, состоит в том, что немецкий диплом или сертификат Вы получаете уже через относительно короткое время (в отдельных случаях – через несколько месяцев). Особенно привлекательными для иностранцев являются учебные программы, где преподование ведётся на английском языке – т. н. International Degree Programmes (ср. в Словаре).
Престиж немецкого высшего образования растёт с каждым годом. Во многом это связано с тем, что высшая школа Германии старается идти в ногу со временем. Однако большое значение для иностраннных студентов имеют и соображения финансовые и практические: обучение в немецких ВУЗах для всех бемплатное и основано на принципах доступности и открытости. Среди стран наиболее привлекательных для учащихся, приезжающих из-за рубежа, Германия занимает третье место (после США и Великобритании). За последние 25 лет количество иностранных студентов и аспирантов в ФРГ увеличилось в 4 раза, и сегодня германское правительство проводит целенаправленную политику по привлечению учащихся из всех стран мира — к 2004 г. их число должно возрасти в полтора раза (сейчас в ФРГ почти 200 тысяч иностранцев составляют около 10 % от общего числа студентов и аспирантов).
Стоит также отметить, что в Германии активно развивается и межвузовское партнёрство. Сейчас между российским и немецкими ВУЗами заключено 116 соглашений о партнёрстве и обмене, и российское студенты имеют возможность стажироваться в Германии 1-2 семестра.
О чём следует подумать, прежде чем ехать учиться в Германию.
Гражданам России не нужно подробно разъяснять достоинства немецкого диплома о высшем образовании. Хорошо известно, как многое связывает Германию и Россию – история и культура, наука и образование, человеческие судьбы. ФРГ – важнейший экономический партнёр России. Только тот факт, что в Москве зарегистрировано более 1000 представительств немецких фирм, свидетельствует о широких перспективах трудоустройства и карьеры, которые открываются перед обладателем немецкого диплома или сертификата.
Если Вы собрались учиться в ФРГ, мы бы хотели дать Вам лишь несколько советов и практических рекомендаций.
1. Прежде всего Вам следует учесть, что современная немецкая система высшего образования весьма отличается от российской. Один из базовых принципов организации высшей школы в Германии — «академическая свобода» — имеет самые разные последствия и проявления. Не только сами германские ВУЗы являются автономными образованиями, но и каждому члену вузовского сообщества предоставлена свобода и самостоятельность. В Германии не существует жёсткой системы обучения в общем обязательном порядке. Напротив, каждый студент германского ВУЗа в общем предоставлен самому себе, что даёт известную свободу выбора и действий, но и требует ответственности и самодисциплины. При том, что немецкая молодёжь значительно раньше, чем в России, начинает самостоятельный образ жизни (хотя среднее образование заканчивают несколько позже — обычно в 18 лет), молодым людям из России иногда сложно перестроиться, когда они оказываются в Германии.
Студент немецкого ВУЗа не посещает занятий вместе со всеми своими «сокурсниками» (такого понятия в Германии вообще нет), но должен сам, выбрав определённую специальность (Studiengang — ср. в Словаре), организовать свой учебный план и своё время в соответсвии с общими требованиями по данной специальности. Вы можете более или менее в произвольном порядке записываться на те или иные лекции и семинары, выбирать время для стажировок и практики, выделять время для подработок и т. д. Так как требования остаются стандартными (и при том высокими), большинство студентов не укладываются в «стандартный период обучения» (Regelstudienzeit — ср. в Словаре) и учатся довольно долго (средний возраст выпускников в Германии — около 28 лет).
Из-за того, что образование в Германии требует, как правило, больше времени, чем в России, Вам следует тщатиельно продумать финансовые условия своего пребывания в Германии. Возможности получить финансовую поддержку ограничены, хотя они в принципе есть — информацией о них располагают Общества взаимопомощи студентов (Studentenwerke — ср. в Словаре); см. также www. stiftungsindex. de. Подработки тоже не помогут (студентам, прибывшим не из стран ЕС, разрешается в Германии работать не более 90 дней в году — ср. в СловареArbeitsamt).
Учитывая, что условия обучения, экзаменационные требования и пр. сильно различаются по разным ВУЗам, специальностям и учебным программам, Вы должны, таким образом, заранее более или менее чётко решить для себя, чему, как и где Вы будете учиться в Германии. После решения этого принципиального вопроса, установив контакт с выбранным ВУЗом (ещё лучше – с конкретным факультетом, кафедрой, профессором и т. д.), Вы должны будете преодолеть только некоторые формальные и технические препятствия. Эту сторону дела прояснить Вам, возможно, поможет следующая информация.
2. Немецкое среднее (гимназическое) образование, которое даёт право на поступление в высшую школу, рассчитано на 13 лет. В конце последнего года проводится специальный экзамен — Abitur (от этого слова происходит «абитуриент»). Вступительных экзаменов как таковых в ВУЗах Германии нет.
Гражданин России без диплома Abitur, т. е. не учившийся в немецкой гимназии, имеет право поступить в немецкую высшую школу, только закончив не менее одного курса (два семестра) в российском ВУЗе. Студенту, сдавшему экзамены первого курса в России, придётся сдавать в германском ВУЗе «квалификационный экзамен» (Feststellungsprüfung). Рекомендуется для подготовки к сдаче этого экзамена потратить один год на учебу в «колледже предвузовской подготовки» (см. www. studienkollegs. de ).
После окончания двух лет обучения в российском ВУЗе можно получить допуск в высшую школу Германии и без сдачи «квалификационного экзамена». Но это только в том случае, если Вы собираетесь в немецком ВУЗе учиться по той специальности, которую уже изучали два года в России. В зависимости от того, сколько лет Вы проучились в российском ВУЗе и других обстоятельств, может получиться и так, что часть предметов, которые уже сданы в России, будут зачтены в Германии. О необходимом уровне образования для допуска студентов из разных стран к обучению в немецком ВУЗе можно справиться на сайте www. daad. de/info-f-a/de/zulassung/index. html.
В любом случае российскому студенту следует прежде всего обратиться (на немецком или английском языках) в Отдел международных связей выбранного ВУЗа — Akademisches Auslandsamt (ср. в Словаре). Представив аттестат и зачётку, Вы узнаете конкретные условия поступления.
Для получения допуска в немецкий ВУЗ необходимо, кроме того, сдать экзамен по немецкому языку. Существуют разные экзамены по немецкому языку, сертификат которых даёт право поступить в немецкий ВУЗ (DSH, экзамены Гёте-института и др.). Стандартный общепризнанный экзамен TestDaF (Deutsch als Fremdsprache — «немецкий как иностранный») проводится под эгидой ДААД, и его можно сдать в России, причём не только в Москве, но и в других городах (подробности на сайте www. testdaf. de ).
Все документы (аттестат, зачетку и пр.) и сертификат сданного экзамена по языку следует представить в ВУЗ заранее: до 15 июля для регистрации на зимний семестр и до 15 января – на летний (приступить к занятиям в Германии можно не с началом курса, как в России, а с началом семестра). После проверки документов Вы получите из немецкого вуза справку о допуске (Zulassungsbescheid), с которой можно обращаться в посольство ФРГ за студенческой визой. О всех деталях получения визы можно справиться на сайте www. germany. ***** .
Приблизительно такие же правила действуют в том случае, если Вы предполагаете учиться на магистра или в аспирантуре в ФРГ, уже получив степень бакалавра или диплом специалиста в России. Для обучения по программе, которая преподается на английском языке, вместо DaF нужно сдавать тест по английскому языку (TOEFL.