Для того, чтобы иметь более четкое представление о тех изменениях, которые должны произойти в Европе в соответствии с Болонским процессом, сравним системы высшего образования европейских стран, существующие до подписания конвенции.
Для простоты изложения поясним несколько базовых определений:
Система высшего образования может быть унитарной – с одним основным типом ВУЗа (например, университетами) или бинарной – с двумя типами ВУЗов (например, университеты и институты).
Высшее образование может быть одноуровневым – включает один завершающий цикл высшего образования (после которого выдается диплом о высшем образовании) или двухуровневым – включает как минимум два цикла высшего образования (после каждого цикла выдается диплом, который можно использовать для работы или продолжения учебы).
Великобритания. Высшее образование соответствует унитарной двухуровневой системе до уровня докторантуры. Существует несколько докторантур, но преобладает PhD. В 1992 году бывшие политехники были присоединены к университетскому сектору, они получили полный университетский статус и право присваивать степени. Нет официальных указаний относительно продолжительности обучения в университетах, точно также терминология и структура степеней может быть разной в разных университетах. Все звания можно разделить на звания, присуждаемые до окончания университета (Высший национальный диплом — 2 года, Высший национальный сертификат — 1 год) и звания, присуждаемые после окончания университета. Большинство курсов строится на модульной основе с использованием накопительных баллов (кредитов). Звание бакалавра требует завершения 3- или 4-летней программы (в медицине – 5 лет). На последипломном уровне существует много магистерских программ (продолжительностью от 1 до 2 лет) и много высших дипломов, самой популярной является докторантура, которая ведет к PhD. Растет число Колледжей дальнейшего образования. К ним относятся договоренности, по которым весь курс или его часть читается в колледже и признается университетом. Большинство таких колледжей предлагает Высшие национальные дипломы и Высшие национальные сертификаты.
Германия. До 1999 года высшее образование соответствовало бинарной одноуровневой модели, одноуровневой является и докторантура. Университетский сектор предоставляет степени Diplom , Magister или Staatsexamen , после обучения продолжительностью 4-6 лет. Дипломные программы характеризуются концентрацией основных предметов по выбранной профессии. Магистерские программы сосредоточены на двух или трех предметах, преимущественно гуманитарных. Staatsexamen относится к регулярным профессиям (regulated professions). До середины 1990-х годов докторскую степень присваивали преимущественно после самостоятельной научно-исследовательской работы под руководством лектора и защиты диссертации. На это отводилось от 2-х до 4-х лет. Постепенно все распространенней стала организация работы над диссертацией в аспирантуре. В 1998 году было основано более 300 аспирантур. Неуниверситетская сфера. Университеты прикладных наук предлагают, прежде всего, профессионально ориентированные курсы по инженерии, экономике, социальным профессиям, управлению и дизайну. Стандартная продолжительность обучения – 4 года. Студентам присваивают степень Diplom ( FH ). Далее они после дополнительных экзаменов могут быть допущены в докторантуру. В 1998 году измененный Университетский Акт ввел на государственном уровне степени бакалавра (3-4 года) и дальнейшей степени магистра (еще 1-2 года).
Франция. Система высшего образования – преимущественно бинарная двухуровневая. Она характеризуется большим количеством разных типов ВУЗов, со своими требованиями и широким диапазоном студентов. Университетский сектор включает традиционныеуниверситеты, которые включают специализированные факультеты. Общая структура степеней в университетах охватывает первую промежуточную степень ( DEUG) после 2-х лет обучения, первая конечная степень Licence после дополнительного года и Mеitrise после еще одного года. После степени Mеitrise можно получить степени DESS и DEA – после еще одного годаспециализации . DEA (Diplфme d’Etudes Appronfondies) – считается выходной степенью докторантуры. Программа включает исследовательскую работу, письменный итоговый экзамен и открытую защиту короткой диссертации. Есть также аспирантура. Еще до Болонского соглашения Министерство просвещения предложило ввести профессиональную 3-годичную программу Licence, которая дает возможность студентам закончить университет после 3 лет обучения и найти работу на промежуточном этапе. Было введено также звание магистра (Mastaire) после еще 2 лет учебы. Предполагалось, что новые степени должны сосуществовать с действующей структурой. Кроме этого, существуют разнообразные другие типы ВУЗов, такие как большая школа ( grandes еcoles), школы инженерии и менеджмента. Прием в них осуществляется на конкурсной основе, как правило, конкурс очень большой. Большинство из них – государственные, но существуют и частные, которые признает государство. Неуниверситетский сектор включает Sections de Techniciens Supеrieurs, которые предлагают 2-годичную учебную программу, а также разные учреждения, где готовят медицинских работников.
Италия. До конца 1990-х годов высшее образование было организовано по бинарной одноуровневой модели с достаточно развитым университетским сектором. Университетский сектор предоставляет степени 3-х видов, в зависимости от срока обучения. Короткая степень ( DU ) ориентирована на разные профессии, например, квалифицированные техники. Степень Corsi di Laurea требует 4-6 лет обучения и предусматривает высокий научный уровень и исследовательскую деятельность. Здесь требуется написание диссертации, на которую отводится до 2 лет. Владение этой степенью дает право пользоваться званием Доктор ( Dottore/Dottoresa). Эта степень является допуском к третьему уровню образования – докторантуре. Существует 2 вида докторантур: специализация ( Scuola de Specializzaione ) и общая докторская программа ( Dottorato di Ricerca ). Звание присуждается после выполнения научно-исследовательской работы под руководством и защиты диссертации. Университеты могут предлагать и магистерские программы, но до 1999 года их считали неофициальной альтернативной формой обучения, и они не имели юридического веса. Неуниверситетская сфера охватывает, в соответствии с итальянской терминологией, все виды образования в сфере искусства, высшее техническое образование, учебные программы, профессиональное образование.
Швеция. Высшее образование соответствует унитарной двухуровневой модели. Высшее образование организовано по модульному принципу зачета дисциплин. Это дает возможность студентам “наращивать” своим степени, выбирая завершенные модули. Звание или степень присуждается после того, как будет зачтено соответствующее количество дисциплин в соответствующих комбинациях, и после того, как студент сдаст необходимые экзамены для каждого модуля. Учебные периоды определяются не годами, а набранными баллами. Выделяют 3 типа окончательных ступеней: первая ступень требует как минимум 2 года дневного обучения ( Hogskoleexamen ), вторая ступень – 3 года дневного обучения и полгода специализации и написания диссертации ( Kandidatexamen ), третья ступень – 4 года дневного обучения, куда входят 2 года специализации и работы над диссертацией ( Magisterexamen ). Профессиональные знания (медицина, педагогика, инженерные специальности) приобретаются по другой схеме: существует более 50-ти профессиональных степеней, и программы продолжаются 4 – 5,5 лет. Докторские программы включают 2-годичную в конкретных областях и 4-годичную во всех академических областях. Их основными компонентами являются самостоятельная исследовательская работа, написание и открытая защита диссертации. К 1999 году ВУЗы стали предлагать все больше магистерских программ английским языком как для местных, так и для иностранных студентов. Некоторые из этих курсов – простой перевод университетских курсов, но есть и специально разработанные программы.
Финляндия. До 1999 года высшее образование соответствовало бинарной модели . В университетском секторе в 1996 году для большинства университетских дисциплин была принята двухуровневая система степеней, что позволило студентам получать первую степень Kandidaatti после 3-х лет и вторую степень (Maisteri) после еще 2-х лет учебы. Примерно 75% студентов после первой степени продолжали обучение по программе Maisteri. Звание доктора можно получить и в форме промежуточной степени после 2-х лет (в некоторых областях науки), и в форме окончательной степени доктора после 3-4 лет обучения и защиты диссертации. Докторантура по преимуществу организовывается при аспирантуре. В 1990-х годах неуниверситетский сектор был реформирован для того, чтобы повысить стандарты образования и сделать профессиональное образование более привлекательным. Программы профессионального образования рассчитаны на 3-4 года.
Норвегия. После реформы 1994 года, объединившей 98 колледжей в 26 государственных высших школ, действует бинарная двухуровневая модель высшего образования и одноуровневая модель докторантуры. Разница между университетским и неуниверситетским сектором не такая большая, как в других странах, довольно легко перевести засчитанные дисциплины с неуниверситетских на университетские программы. В университетском секторе первая степень Cand. Mag. Присваивается после 4-х лет учебы. Программы концентрируются на двух или трех основных предметах и начинаются с полугодового курса философии. Следующая степень Candiddatus присваивается после еще 2-х лет углубленного изучения одного из предметов первого уровня. Для получения степени кандидата необходимо написать научную работу, основанную на самостоятельных исследованиях (обычно на это отводится 1 год). Специализированные университетские звания (медицина, психология, теология, право) требуют 6-7 лет последовательного обучения. Существует два пути получения степени доктора: полностью самостоятельная работа без специальной программы обучения с публичной защитой диссертации (звание Dr.Philos), и более структурированнаяисследовательская программа на протяжении 3-4 лет, которая заканчивается написанием диссертации и открытой защитой (Dr.Art., Dr.Scient. і т.д.). Оба звания имеют одинаковый научный уровень. В неуниверситетском секторе обучение рассчитано на 3-4 года. Большинство коротких неуниверситетских курсов содержат целостный период учебы и готовят к конкретной профессии. В дипломе Candiddatus указывается профессия . Можно также факультативно изучать университетские курсы (по гуманитарным, общественным, естественным наукам, математике) и получить степень Cand.Mag.
Австрия. До 1999 года частные университеты были запрещены, а система высшего образования соответствовала бинарной одноуровневой модели. В университетском секторе первую степень можно получить после 4-5 лет учебы, но чаще – после значительно более длительного срока. Учеба делится на 2-3 фазы, каждая из которых заканчивается экзаменами (а вторая фаза включает также написание научного труда (Diplomarbeit) . С 1997 года началось обсуждение возможности введения степени бакалавра. Докторантура – это как минимум 2 года дальнейшего обучения, написание и защита диссертации и сдача итогового экзамена. Чтобы получить право преподавания, необходимо пройти процедуру габилитации, которая предъявляет гораздо большие требования, чем для простого звания доктора. В неуниверситетском секторе минимальная продолжительность обучения (включая практику на предприятиях и подготовку итоговой научной работы) – 4 года. Звания те же, что и в университете, но с добавлением “(FH)”. Выпускники FH могут продолжать докторантуру в университете при условии, что они сдадут дополнительные экзамены на протяжении двух семестров.
Испания. До 1999 года в стране действовала преимущественно унитарная одноуровневая система высшего образования. Существует один уровень докторантуры. Реформы 1980-х годов сократили сферу неуниверситетского образования, открыли много новых университетов, чтобы удовлетворить возрастающий спрос (вне университетов высшее образование можно получить только в сфере искусства и музыки). Первая степень присваивается после 2-3 лет обучения, вторая степень – после 4-5 лет. Для университетов характерны программы с большим числом курсов и многими обязательными предметами. Приблизительно треть предметов определяет правительство, и они являются обязательными для всех университетов. Докторская программа рассчитана на 3-4 года.
Португалия. Преобладает бинарная двухуровневая система и одноуровневая докторантура. В университетском секторе первая степень Licenciatura требует обучения 4-6 лет. Она дает доступ и в аспирантуру и, при некоторых условиях, в докторантуру. Второй уровень Mestrado требует еще 2 года обучения и открытой защиты научной работы. Эта степень освобождает от всех экзаменов на звание доктор ( Doutor) в той же специализации, кроме презентации и защиты диссертации. Нет специальных программ для получения звания доктора, но кроме написания и защиты диссертации, необходимо сдать некоторые экзамены. Неуниверситетские ВУЗы в форме политехники начали вводить с 1973 года. Они имеют специальную ориентацию, курсы часто соответствуют профессиональным требованиям отдельных регионов. После 3-х лет учебы присваивается степень Bacharelato. Политехника также может давать степень Licenciaturа..
Греция. Действует бинарная одноуровневая система с одноуровневой докторантурой. Университетский сектор присваивает степень Diploma после 4-5 лет обучения, которое содержит несколько обязательных и факультативных курсов. Следующий диплом Metaptychiakon Spoudon Exidikefsi – это последипломная промежуточная специализация продолжительностью минимум 1-2 года, включающая научно-исследовательскую работу и диссертацию. Это звание требуется в некоторых областях как условие для докторантуры. Докторское звание (Didaktoriko) присваивается после минимум 3-летнего обучения, научно-исследовательской работы и открытой защиты диссертации. Обучение в неуниверситетских ВУЗах рассчитано на 3,5 – 4 года. Возможности перехода с неуниверситетского курса та университетский очень ограничены.
Бельгия (французская часть). Высшее образование до докторантуры соответствует бинарной, преимущественно одноуровневой модели. Докторантура – одноуровневая. Университетский сектор. Первая промежуточная степень после 2-3 лет обучения — Candidat(e). Это общие предметы по выбранной специальности. Второй цикл продолжается 3-4 года. В зависимости от пройденной программы, после окончания второго цикла студенты получают звания Licenciй, Pharmacien, Ingеnieur, Maоtre (в информатике и экономике), Docteur en Mеdicine или Docteur en Mеdicine Vеtеrinaire . Учебные программы второго цикла более специализированы, большинство программ включает написание диссертации. Для докторантуры не требуется каких-либо особенных учебных программ, но с 1994 года университеты получили возможность создавать подготовительную учебную программу продолжительностью не менее 1 года — DEA . Звание доктора официально присуждают после написания диссертациии и открытой защиты, обычно после 4-летнего независимого образования и самостоятельных исследований. Неуниверситетские дипломы подразделяются на два типа: которкое обучение за один цикл сроком 3-4 года и длинные программы за 2 цикла по 2 года каждый ( Licenciй , Ingеnieur ). По закону долгосрочное неуниверситетское образование приравнивается к образованию университетского уровня. Эти выпускники при некоторых условиях могут продолжать докторантуру в университете. Существует также последипломная программа сроком до 2 лет для выпускников Hautes Ecoles – Diplomе d’Etudes Supеrieures Spеcialises (DESS) , которая включает прикладную исследовательскую работу.
Дания. Система высшего образования построена в соответствии с бинарной двухуровневой моделью. Докторские звания присваиваются на двух уровнях . На уровне университета степени присваивают в соответствии с так называемой 3+2+3 моделью: первой степенью есть бакалавр (от 3 до 3,5 лет), второй степенью – кандидат (еще от 2 до 2,5 лет). Учебные программы в медицине являются исключением, это комплексные программы рассчитаны на 5 — 6,5 лет. Степень доктора PhD присваивается после 3 лет учебы, преподавания и научно-исследовательской работы после степени кандидата. Звание доктора – это высшее звание, которое присваивается ученым после проведения ими важного, самостоятельного и оригинального исследования и написания диссертации. Параллельно с этими государственными степенями все больше университетов предлагает магистерские программы и степень магистра. Неуниверситетский сектор очень дифференцирован, с большим количеством малых учреждений, которые предлагают только одну или несколько учебных программ продолжительностью 2-4 года. Неуниверситетским ВУЗам запрещено присваивать степень бакалавра. Реформирование этого сектора предполагало объединение мелких учреждений, усиление сотрудничества с университетами, введение в них степени бакалавра.
Нидерланды. Традиционно высшее образование соответствует бинарной одноуровневой системе. Докторантура также является одноуровневой. Университетский сектор. Первой степенью является Doctoraal со званиями Doctorandus, Meester или Ingenieur. Степень присваивается обычно после 4-5 лет обучения. (Срок обучения медицине более длинный). Первый год учебы включает обязательные предметы и заканчивается экзаменом и написанием научной работы. Университеты предлагают последипломные программы, кроме того, все они имеют 4-летнюю исследовательско-учебную программу, после которой присуждается звание доктора (Dr.). С 1998 года университеты могут присваивать звание кандидат ( Kandidaatas ) после 3-летнего обучения. Это первое звание, после которого может быть присвоено звание доктора после 1-2 года обучения. Неуниверситетский сектор предлагает профессионально ориентированные программы во всех областях. Обучение на 1 год меньше университетского. По закону эти выпускники имеют право заниматься науно-исследовательской работой, которая ведет к соисканию степени доктора PhD. Многие ВУЗы сотрудничают с британскими университетами и предлагают британские степени магистра. С 1996 года Независимый ратификационный совет утвердил магистерские программы, после чего выпускникам со степенью Doctorandus могут использовать звание магистр , а выпускники неуниверситетских ВУЗов могут использовать звание бакалавр.