Вопрос-ответ по теме.
скажите пожалуйста обязательно ли иметь высшее или среднее техническое образование заместителю начальника автотранспортного цеха (у кандидата есть высшее образование, но он по профессии экономист, работал водителем)? Будут ли при проверке нарушения?
Если Ваш заместитель начальника автотранспортного цеха не является ответственным за безопасность дорожного движения, то высшего экономического образования для занятия данной должности достаточно.
По общему правилу, названия должностей, требования к квалификации работодатель определяет по собственному усмотрению .
Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию , дополнительный отпуск, повышенную оплату труда) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий, требования к квалификации должны соответствовать квалификационным справочникам, профстандартам . Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это указано в ст. 57 ТК РФ.
Это правило касается:
1. Сотрудников, которые трудятся во вредных условиях труда;
2. Педагогических, медицинских работников, «северных» сотрудников и других, у кого есть право на льготную пенсию: http://vip.1kadry.ru/#/document/117/18147/?step=36;
3. Любых других сотрудников, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
За нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, сотрудник при наличии права на льготную пенсию может быть ее лишен при произвольном наименовании должности.
ЕКС и ЕКТС не отменены в связи с введением профстандартов . См. письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253. То есть Вы и дальше можете продолжать использовать их в своей работе как наравне с профстандартами, так и при их отсутствии.
Обратите внимание, что в отношении работников, замещающих должности, по которым работнику положены гарантии, компенсации, льготы требования проф. стандартов ИЛИ квалификационных справочников обязательны и сейчас и были обязательны ранее уже с 15.12.2012 года (ст. 57 ТК РФ, Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»
Следует также отметить, что произвольное наименование должностей может создать для любой организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, придется переименовывать соответствующую должность.
Произвольное наименование должностей создаст для организации трудности при составлении различных отчетов, например, 1-Т (проф).
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
 согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах , если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
 согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В первом случае у Вас есть альтернатива – использовать профстандарты или справочники.
А во втором – нужно по каждой конкретной должности смотреть закон. Если там будет указано на обязательное применение именно профстандарта, то применять нужно будет именно профстандарт.
Согласно «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014) требования к квалификации начальника цеха: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.
В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Согласно абз. 3 п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе должны назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Требование п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ (в том числе и требование абз. 3 п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ) подлежит исполнению организациями, которые занимаются перевозками грузов и пассажиров для собственных нужд, так как это направлено на безопасность дорожного движения (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2014 по делу N А58-2540/2013).
Квалификационные требования к такому специалисту обозначены в Приказе Минтранса России от 28.09.2015 N 287 (ред. от 02.03.2017) «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2015 N 40032).
К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
 наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
 наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Кроме того, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны пройти аттестацию.
См. Приказ Минтранса России от 20.03.2017 N 106 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2017 N 47698).
См. также по данному вопросу Решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 N 7-196/2013, где суд указал на следующее: «Довод жалобы о том, что часть 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ не устанавливает административную ответственность за отсутствие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, отклонен, поскольку субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются должностные и (или) юридические лица, не выполняющие требования законодательства в сфере дорожного движения, в том числе статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».».
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД.
от 9 апреля 2013 г. N 7-196/2013.
Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Й» на решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 08 февраля 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),
постановлением старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области от 18 декабря 2012 г., оставленным без изменений решением судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 08 февраля 2013 г., ООО «Й» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Вина ООО «Й» установлена в том, что перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами ООО «Й» осуществляются с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Вопреки требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в организации отсутствует должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, имеющее профессиональную квалификацию в данной области и прошедшее в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
В жалобе ООО «Й» содержится просьба об отмене постановления старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области от 10 декабря 2012 г. и решения судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 08 февраля 2013 г. в связи с отсутствием состава административного правонарушения и о прекращении производства по делу. В жалобе указывается на неправильное применение судом положений ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, которые не устанавливают, по мнению заявителя, ответственность за отсутствие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Й» Б.Е., заслушав старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области К.В., прихожу к следующему.
Из судебного решения усматривается, что вывод судьи, проверившего законность и обоснованность постановления старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области от 18 декабря 2012 г., основывается на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в частности, обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.
Как следует из дела, 13 ноября 2012 г. при проведении административного расследования по факту управления автомобилем работником ООО «Й» П. в состоянии алкогольного опьянения, было установлено, что организацию перевозок грузов и пассажиров транспортными средствами ООО «Й» осуществляет начальник административно-хозяйственного отдела гр. Ш.С., не имеющий профессиональной квалификации в области безопасности дорожного движения и не прошедший в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Обстоятельства совершения ООО «Й» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 13 декабря 2012 г., должностной инструкцией управляющего делами административно-хозяйственного отдела ООО «Й», трудовым договором от 08 декабря 2010 г. N 53/1, заключенным между ООО «Й» и гр. Ш.С., копией диплома ИВ N 793830, должностной инструкцией начальника автохозяйства ООО «Й», объяснениями Ш.С., другими материалами дела.
Довод жалобы о том, что ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ не устанавливает административную ответственность за необеспечения наличия в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность, является ошибочным. Анализ диспозиции и санкции ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ показывает, что по смыслу данной нормы субъектами административной ответственности за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований являются должностные и (или) юридические лица, не выполняющие требования законодательства в сфере дорожного движения, в том числе, ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Иные доводы жалобы являются аналогичными тем доводам, которые были проверены судом, не опровергают исследованных в суде доказательств, не доверять которым у суда не было оснований, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ООО «Й».
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Наказание назначено в соответствии с законом. Оснований для удовлетворения жалобы ООО «Й» не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья.
решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 08 февраля 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу ООО «Й» — без удовлетворения.
С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,