Понятие страхового контроля.
Страховой контроль представляет собой комплексную проверку (экспертизу) результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний и обществ взаимного страхования, включающую правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов, представляемых вышестоящим органами или для публикации.
Страховой аудит подразделяется на внешний и внутренний:
Внешний страховой аудит связан с подтверждением отчетности страховых компаний, эмиссией ценных бумаг и валютных операций; внутренний — с выбором учетной политики, постановкой бухгалтерского учета, аудиторской частью деятельности страховых компаний и некоторыми вопросами лицензирования. При проведении внешнего аудита аудитор идет от отчетности к учету, от учета к характеру финансово-хозяйственных операций страховых компании, при внутреннем аудите логика исследования идет в противоположном направлении: от исходных операций к их отражению в учете и отчетности страховых компаний. Независимо от вида, к основным составляющим страхового аудита относят обязательные проверки соответствия хозяйственных и финансовых операций страховых компаний и их отражение в учете и отчетности, так как финансово-хозяйственная деятельность страховых компаний связана со страховой деятельностью. В процессе аудита страховым организациям необходимо проверить полноту и достоверность сумм, включаемых в состав доходов страховщика (страховые премии по страхованию и перестрахованию, полученные комиссионные и брокерское вознаграждение, доходы от инвестиционной деятельности и иные доходы от страховой деятельности); обоснованность и целесообразность произведенных расходов (выплаты страхового возмещения и страховых сумм, уплаченные комиссионные и брокерские вознаграждения. расходы на ведение дела); правильность формирования страховых резервов, реальность выявленных и зафиксированных в отчетности финансовых результатов.
Одной из особенностей страхового аудита является необходимость проверки правильности создания и использования резервов премий по страхованию жизни и технических резервов по иным видам страхования.
В ходе аудита страховых организаций проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховых организаций. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других. Контроль за этими операциями и расчетами у страховщиков существенно не отличается от аналогичных проверок в других сферах деятельности, так как в обоих случаях субъекты хозяйствования руководствуются в своей работе одними и теми же нормативными документами.
Специфические черты аудита страховщиков предопределены характерными особенностями страховых операций, и как следствие, наличием специального страхового законодательства, отличий в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, определении финансовых результатов и налогообложении.
Учитывая особые требования, предъявляемые к страховщику (необходимость получения лицензии, запрет на занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью), в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, подтверждающих его право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Кроме того, проверкой должны быть установлены соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства, соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.
Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности страховщика должны учитываться при проверке правильности применения плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций.
Большое внимание в ходе аудита следует уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.
Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах (если такое имело место) отводится значительное время.
Специфика страхования обусловливает необходимость образования у страховых организаций специальных резервов. В ходе проверки следует установить обоснованность и соответствие сформированных страховых резервов принятым обязательствам, соблюдение условий размещения (инвестирования) страховых резервов, предусмотренных органом страхового надзора. Существенные особенности у страховщиков имеет состав расходов, включаемых в себестоимость страховых услуг, что определяет и свои отличия в формировании финансовых результатов.
Поэтому в ходе аудиторской проверки должны быть установлены обоснованность включения тех или иных расходов в себестоимость страховых услуг и правильность формирования финансовых результатов. Страховым законодательством установлены жесткие требования по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика. В связи с этим, особого внимания от аудитора требует проверка соблюдения страховой организацией нормативного соотношения активов и обязательств, требований о максимальной ответственности по отдельному риску. В соответствии с действующим законодательством страховые и перестраховочные компании могут осуществлять некоторые операции в иностранной валюте. Поэтому в ходе аудита должны быть установлены законность осуществления и правильность учета операций с иностранной валютой.