Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Обязательное социальное страхование в России включает:
ü обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства;
ü обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ü обязательное медицинское страхование;
ü обязательное пенсионное страхование.
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
ü устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
ü всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
ü государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
ü государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
ü паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
ü обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
ü ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
ü обеспечение надзора и общественного контроля;
ü автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования — участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются:
• страхователи (работодатели) — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы;
• страховщики — внебюджетные фонды;
• застрахованные лица- граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Система обязательного социального страхования предусматривает страхование следующих видов социальных страховых рисков:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
При этом страховыми случаями признаются:
ü достижение пенсионного возраста,
ü наступление инвалидности,
ü потеря кормильца,
ü заболевание, травма,
ü несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание,
ü беременность и роды, рождение ребенка (детей),
ü уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) трудовая пенсия по старости;
3) трудовая пенсия по инвалидности;
4) трудовая пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
10) единовременное пособие при рождении ребенка;
11) социальное пособие на погребение.
Страхователи вносят во внебюджетные фонды страховые взносы — обязательные платежи на обязательное социальное страхование Страховые взносы не являются налогом, поскольку они возмездны, то есть возвращаются застрахованным лицам в виде социальных пособий, медицинских услуг и пенсий (при наступлении страхового случая). Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда (вознаграждения) работников предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.
Администрированием страховых взносов занимаются два фонда:
Фонд социального страхования (ФСС) — администрирует страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пенсионный фонд России (ПФР) — администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.
Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчетности от предприятий (страхователей), учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.
Следует отличать обязательное социальное страхование от государственной социальной помощи, которая оказывается в целях:
ü поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
ü адресного использования бюджетных средств;
ü усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
ü создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
ü снижения уровня социального неравенства;
ü повышения доходов населения.
Государственная социальная помощь предоставляется в форме.
ü социальных пособий (в том числе ежемесячное пособие на детей от 1,5 до 16 (18) лет),
ü субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг,
ü набора социальных услуг, предусматривающий дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют определённые категории граждан, например, инвалиды; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и др.
Финансовый механизм микроуровня (функциональный аспект).
Финансовый механизм в деятельности организаций (предприятий) используется чаще всего во внутренней деятельности. Примером может служить распределение выручки по целевому назначению. В результате использования финансового механизма образуются и используются целевые денежные фонды организации (предприятия) и организуются внутренние денежные потоки.
Кредитный механизм в деятельности организации (предприятия) используется, если:
ü организация (предприятие) берёт в коммерческом банке кредит;
у организации (предприятия) образуется кредиторская задолженность (задолженность перед контрагентами (по сделкам из договоров купли-продажи, поставки, выполнения работ, оказания услуг и т. п.); задолженность перед работниками; задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам во внебюджетные фонды);
ü у организации (предприятия) образуется дебиторская задолженность (задолженность контрагентов по оплате товаров, работ, услуг).
На стыке кредитного механизма и механизма рынка ценных бумаг находится такой инструмент как облигации, выпуск (эмиссия) которых даёт организации (предприятию) привлечь заёмные средства.