МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.
ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Финансы и страхование»
Учебно-методический комплекс по дисциплине.
Профиль подготовки:
«Финансы и кредит»
Квалификация выпускника: бакалавр.
Форма обучения: очная, заочная.
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно-методическое управление ДГУ Протокол №______ «___» ___________________ 2014__ г. «___» ______________2014г.
Зав. кафедрой к.э.н., проф. Ниналалова Ф.И.
Махачкала — 2014 Составитель: к.э.н., доцент кафедры финансов и страхования Филина М.А.
Дисциплина «Страхование» входит в профессиональный цикл, вариативную часть и является обязательной для изучения бакалаврами по направлению 080100.68.
– «Экономика», профилю подготовки – «Финансы и кредит».
В учебно-методическом комплексе представлены цели и задачи освоения дисциплины «Страхование», компетенции обучающихся, изучающих данную дисциплину, содержание дисциплины по темам, темы и вопросы семинарских занятий; приведена рекомендуемая литература, методические указания магистрантам и примерные тестовые задания по дисциплине.
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Рабочая программа дисциплины………………………………………..4 Цели освоения дисциплины………………………………..………..4 1.1.
Место дисциплины в структуре ООП специалитета.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения 1.3.
дисциплины (модуля) ……………………………………………. 4 Структура и содержание дисциплины (модуля)……………..…. 6 1.4.
Образовательные технологии………………………………..……. 8 1.5.
Учебно-методическое и информационное обеспечение 1.6.
самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………
Учебно-методическое и информационное обеспечение 1.7.
дисциплины (модуля)………………………………..………. 38 Материально-техническое обеспечение дисциплины 1.8.
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины…………………………………
Распределение часов по темам и видам учебной работы………. 43 2.1.
Темы практических и семинарских занятий……………. ……….58 2.3.
Лабораторные работы (лабораторный практикум)……………. 64 2.4.
Методические указания студентам…………………. ……..……64 2.5.
Методические рекомендации для преподавателя…………..…….65 2.6.
1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у студентов четкого понимания правовых, методологических экономических основ страхования, приобретение практических навыков, необходимых в сфере организации и управления страховой деятельностью.
— формирование теоретических знаний в области страхования;
— изучение законодательных основ страховой деятельности;
— раскрытие специфических особенностей отраслей и видов страхования;
— ознакомление с экономикой страховой деятельности;
— изучение механизма налогообложения страховых организаций и страхователей;
— рассмотрение состояния страхового рынка и определение перспектив его развития;
— формирование у студентов практических навыков, необходимых для взаимодействия со страховыми организациями.
Место дисциплины в структуре ООП «Страхование» является дисциплиной профиля «Финансы и кредит»
(вариативная часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика»).
Преподавание дисциплины «Страхование» базируется на знании экономической теории, основ финансов, налогообложения, статистики и права.
Для освоения дисциплины «Страхование» учащиеся должны обладать определенными знаниями и умениями, приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин. Так, непременным требованием является понимание студентом законов функционирования рыночной экономики, современного состояния и тенденций развития финансовой системы, юридических аспектов организации страхового дела, умение студента осуществлять статистический обработку информации, владение математическими методами и приемами.
3. Требования к результатам освоения дисциплины В совокупности с другими дисциплинами профиля «Финансы и кредит» дисциплина «Страхование» направлена на формирование следующих общекультурных (OK) и профессиональных компетенций профиля (ПКП) бакалавра экономики:
— владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
— умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
— способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
— готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
— способеность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
— способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
— способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
— осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
— способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные,требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
— владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
— способность анализировать и оценивать риски, осуществлять мероприятия по их снижению, оценивать эффективность использования финансовых ресурсов для минимизации финансовых потерь (ПК-4);
— аналитическая, научно-исследовательская деятельность.
— способность готовить информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегических, текущих и оперативных прогнозов, планов, бюджетов; осуществлять их мониторинг, анализировать и контролировать ход их выполнения (ПК-3);
— способеность использовать зарубежный опыт в целях совершенствования финансово-кредитного механизма в Российской Федерации (ПК-7).
— способность выполнять профессиональные обязанности по осуществлению текущей финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, разрабатывать и предоставлять современные финансовые и кредитные продукты и услуги (ПК-1),
— способность осуществлять функции должностных лиц государственных и иных органов, наделенных властными полномочиями в области финансовых и денежно-кредитных отношений (ПК-2);
способность готовить мотивированные обоснования принятия управленческих решений по кругу выполняемых операций (ПКП5);
— способность осуществлять разработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления (ПК-6);
— способность анализировать и интерпретировать финансовую.
бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций и использовать полученную информацию для принятия управленческих решений (ПК-7);
— способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разработать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности (ПК-13);
— способность принимать участие в разработке и совершенствовании учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В результате изучения дисциплины «Страхование» студент должен:
• особенности сущности, классификации и форм проведения страхования;
• юридические основы страховых отношений;
• специфику страхования имущества юридических и физических лиц, страхования ответственности, личного страхования;
• анализировать страховой рынок России;
• исследовать взаимосвязи страхового рынка России и мирового страхового хозяйства.
• основами построения страховых тарифов и анализа финансовой устойчивости страховщиков;
• навыками анализа инвестиционной деятельности страховщиков;
• основами налогообложения в страховании;
навыками разработки практических рекомендаций для страховых компаний.
1.4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов.
1.5. Образовательные технологии Для проведения лекционных и практических занятий используются следующие традиционные методы преподавания:
презентация лекционного материала;
использование научно-исследовательской работы студентов с целью повышения качества обучения;
индивидуальный опрос и т. д.
В практике преподавания дисциплины «Страхование» имеют место и интерактивные приемы ведения лекционных и практических занятий.
Интерактивная лекция позволяет не только активизировать познавательный потенциал обучающихся, но и готовит их к профессиональной деятельности за счет повышения их личностной социальной активности.
При использовании интерактивных методов на лекционных занятиях предпочтение отдается:
интерактивным играм (см. Приложение 1).
При проведении практических занятий по дисциплине используются такие интерактивные методы как: творческие задания студентам, разбор конкретных ситуаций.
1.6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Для теоретического и практического усвоения дисциплины большое значение имеет самостоятельная работа студентов, которая может осуществляться индивидуально и под руководством преподавателя.
Цель самостоятельной работы — научить учащихся осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, укрепить их самоорганизацию и самовоспитание с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Самостоятельная работа осуществляется в следующих направлениях:
1.Овладение и закрепление знаний и навыков, полученных на лекционных и практических занятиях.
2. Самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов.
3. Выполнение творческих заданий.
Самостоятельная работа, нацеленная на закрепление учебного материала, рассмотренного на лекционных и практических занятиях, выполняется в следующем порядке:
чтение текста (первоисточников, дополнительной литературы);
составление плана текста; графического изображения структуры текста;
конспектирование учебной, научной и периодической литературы;
выписки из текста; работа со словарями и справочниками;
ознакомление с нормативными документами;
работа с тестами и контрольными вопросами для самопроверки;
написание выводов на основе изученного материала и др.;
Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, направлена на более глубокое усвоение изучаемого курса, формирование навыков исследовательской работы и ориентирование студентов на умение применять теоретические знания на практике. Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, по которым требуется дополнительная проработка и анализ материала в объеме запланированных часов.
Самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов предполагает написание учащимися докладов к семинарам занятиям, участие в тематических дискуссиях, выступление на конференциях. Кроме того, предусматривается написание рефератов по одному из литературных источников или по определенной теме.
Подготовка реферата – один из видов самостоятельной работы, который способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с источниками, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать явления общественной жизни и делать выводы для практической работы.
Основными этапами при подготовке реферата являются:
подбор и изучение литературы;
При написании реферата необходимо пользоваться консультациями преподавателя.
В системе высшего образования используется подготовка реферата по одному из литературных источников или по определенной теме (реферативный обзор). Выбор зависит от специфики изучаемой учебной дисциплины и методики ее преподавания. В конечном счете вид реферата определяет преподаватель. В начале изучения студентами учебного курса, по которому они должны подготовить реферат, преподавателю необходимо (по количеству студентов в группе) подготовить список актуальных тем или наиболее ценных в научном отношении опубликованных работ и довести этот список до сведения учащихся. Предварительно преподавателю следует сделать общий обзор предлагаемых литературных источников и конкретных тем, а также рассказать о методике подготовки реферата. По мере изучения учебной дисциплины реферат докладывается студентом на семинарских занятиях или сдается преподавателю для проверки качества его выполнения.
При подготовке реферата литературного источника важно определить, какой из них заслуживает реферирования студентами. Из всех возможных разновидностей исследовательских публикаций предпочтение должно отдаваться жанру монографии. В отдельных случаях, когда научная статья по своей информативности равноценна монографии или является потенциально ею, реферированию подлежит и такая статья. Научнопопулярные издания, пособия и тому подобные произведения, не носящие оригинального исследовательского характера, реферирования, как правило, не заслуживают.
Объем, композиция и стиль реферата не поддаются жесткой регламентации. Однако реферату должны быть присущи все элементы – от библиографического описания литературного источника до собственно реферативного текста и справочного аппарата. Для реферата обязательна краткая вступительная часть. Во вступлении раскрываются цель реферируемой работы, теоретические посылки, используемые автором, полученные им основные результаты и выводы. В нем приводятся основные сведения об авторе и его научных трудах. Вступление – наиболее подходящее место, где студент должен дать общую принципиальную оценку работы и научных воззрений автора.
При составлении текста реферата на первый план выдвигаются вопросы его композиции и стиля. В отличие от конспекта литературного источника, когда необходимо следовать за автором книги, что сковывает творческую инициативу в изложении материала, при подготовке реферата надо исходить из главной мысли автора, его концепции, оставляя в стороне изложение попутных вопросов. Текст реферата составляется так, чтобы наилучшим образом показать научные воззрения автора.
Реферат по определенной теме (реферативный обзор) представляет собой синтезированный текст, в котором дается характеристика какого-либо вопроса или ряда вопросов, основанных на использовании информации, извлеченной из множества отобранных для этой цели литературных источников, законодательства и практики его применения. В нем должен быть отражен уровень экономической мысли, а также выводы и предложения магистра.
После того как по теме реферата изучена литература, законодательство и практика его применения, магистру следует самостоятельно продумать план реферата.
Он должен состоять из введения, 3-4 основных вопросов (центральных идей темы), заключения, списка использованной литературы. Основные вопросы плана могут включать подвопросы. План, как правило, уточняется, конкретизируется в процессе работы.
От оригинальности плана построения реферата, четкости рубрикации, правильного соответствия частей во многом зависит качество будущей работы. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывали ее целиком. При этом может быть несколько композиционных решений: хронологическое (тема рассматривается в исторической последовательности – от этапа к этапу), описательное (тема расчленяется на составленные части, раскрывающие определенное явление) и аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах). Очень важно при составлении плана соблюсти единый принцип его деления, следить за тем, чтобы каждый пункт был соотнесен с главной темой и не содержал ненужного повторения в других частях реферата.
Важными композиционными разделами работы являются вступление и заключение. Во вступлении обосновываются актуальность темы, обозначается круг составляющих ее проблем и определяются задачи работы.
В заключении делаются краткие выводы, повторяются итоги исследования.
Итак, реферат – это самостоятельное произведение студента. Оно должно свидетельствовать о знании опубликованной литературы по данной теме, ее основной проблематики, отражать точку зрения студента на эту проблематику, его умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний и делать практические выводы.
Значение реферата как активного, творческого, самостоятельного основания литературных источников увеличится, если на семинарах состоится его коллективное обсуждение. Преподавателю важно вовлечь в обсуждение реферата других участников занятия, чтобы общими усилиями наиболее полно и всесторонне рассмотреть проблему и на основе теоретических положений проанализировать экономическую практику.
Объем реферата – 15-20 страниц формата А 4.
Примерная тематика рефератов, рекомендуемых студентам:
1. Возникновение страхования. Особенности развития страховых отношений и организации страхового дела.
2. Роль и значение страхования в современной экономике.
3. Страхование в России: основные этапы развития страхового дела.
4. Современное состояние и перспективы развития коммерческого и социального страхования в России.
5. Страховое право как отрасль гражданского законодательства.
6. Страховой продукт: понятие, состав, формирование.
7. Спрос и предложение на страховом рынке.
8. Государственное регулирование страхования в РФ и за рубежом.
9. Страхование финансовых рисков.
10. Страхование участников ипотечного кредитования.
11. Страхование политических рисков.
12. Реформа пенсионной системы РФ и роль системы негосударственного пенсионного страхования.
13. Современное состояние и перспективы развития добровольного медицинского страхования в РФ.
14. Особенности страхования от несчастных случаев и болезней, перспективы этого вида страхования.
15. Новые продукты на рынке имущественного страхования.
16. Страхование технических и строительно-монтажных рисков6 проблемы и перспективы.
17. Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств: зарубежный опыт, отечественные перспективы.
18. Личное страхование как фактор социальной стабильности общества.
19. Страхование от несчастных случаев на производстве.
20. Финансовые потоки в системе добровольного медицинского страхования.
21. Страхование профессиональной ответственности (по выбору).
22. Ценовая политика на страховые услуги.
23. Расчет тарифных ставок в условиях инфляции.
24. Страховые операции в аспекте налогообложения страховщика и страхователя.
25. Инвестиционная деятельность как основа финансовой устойчивости и прибыльности страховых операций.
26. Управление финансовой устойчивостью страховщиков.
27. Оптимизация объема и структуры капитала страховых организаций.
28. Управление денежным оборотом страховых организаций.
29. Прибыль страховой организации: понятие, источники и факторы роста.
30. Особенности финансового контроля за деятельностью страховых организаций.
31. Регулирование деятельности иностранных страховых организаций в РФ.
32. Системы продаж страховых услуг.
33. Страхование за рубежом (страна по выбору студента)
34. Основные мировые региональные рынки.
35. Проблемы адаптации России в ВТО.
Выполнение творческих заданий осуществляется в виде:
работы с нормативными документами и законодательной базой;
изучение и проработка научных публикаций, интернет- ресурсов;
обработка и анализ статистических данных;
составление аналитических таблиц;
выполнение переводов иностранных источников информации.
Результаты самостоятельной работы оцениваются и учитываются при текущем и промежуточном контроле студента.
Примерные задания для самостоятельной работы студентов Задание №1.
Используя научную литературу и периодическую печать, проведите исторический анализ развития страхового рынка России.
Методические указания. Анализ рекомендуется проводить в следующей последовательности: дореволюционный период развития страхования, советский период и формирование основ российского страхового рынка в перестроечный период. Особое внимание следует уделить общей характеристике современного рынка России и оценке проблем и перспектив его развития в свете особенностей исторических условий формирования.
Дайте сравнительную характеристику деятельности государственных и негосударственных страховых фондов.
Методические указания. В качестве признаков сравнения можно взять основные цели деятельности страховщиков, задачи страхования, плательщиков страховых взносов, принципы организации и т.д.
Результаты сравнения представить в виде таблицы:
Государственные Негосударственны Признаки страховые фонды е страховые сравнения фонды (страховые компании) Задание №3.
Охарактеризуйте деятельность негосударственных пенсионных фондов в РФ.
Методические указания. Обрисуйте необходимость образования НПФ в условиях кризиса государственной пенсионной системы. Определите правовые основы НПФ. Дайте характеристику пенсионных схем и актуарных расчетов в НПФ, управления активами НПФ.
Используя учебную и научную литературу, дайте сравнительную характеристику функционирования страховых фондов, созданных разными методами.
Методические указания. В качестве признаков сравнения можно взять основные цели деятельности страховщиков, степень централизации страховых ресурсов, плательщиков страховых взносов, формы, в которой страховые фонды создаются и т.д.
Результаты сравнения представить в виде таблицы:
Признаки Государственные Фонды страховых Фоны сравнения страховые фонды компаний самострахования Задание №5.
На основе статистических данных и материалов периодической печати постройте ряды динамики объема инвестиций страховых организаций к общему объему инвестиций в экономике РФ за последние три года. Дайте их сравнительную характеристику. Охарактеризуйте влияние объема инвестиций страховых организаций на макроэкономические показатели России и зарубежных стран.
1.Постройте ряды динамики объема инвестиций страховых организаций и общего объема инвестиций в экономике РФ за последние три года.
Сформулируйте и объясните выявленные тенденции.
2. Рассчитайте удельный вес инвестиций страховых компаний в общем объеме инвестиций в экономике РФ за предшествующие годы и дайте оценку его динамики.
В качестве исходных данных используйте данные сайтов Интернета http://www.allinsurance.ru. и http://www.raexpert.ru.
Постройте ряды динамики объема страховых премий к объему ВВП за последние три года. Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы об уровне и темпах развития страхования в нашей стране.
Методические указания. В качестве исходных данных используйте данные сайтов Интернета — http://www.allinsurance.ru, http://www.raexpert.ru и http:// www. gks.ru Задание №7.
Охарактеризуйте основные юридические принципы, лежащие в основе страховых отношений. Приведите примеры реализации принципов на практике.
Методические указания. Особое внимание следует уделить оценке степени реализации указанных принципов в современной практике отечественного страхового рынка.
Проведите анализ Главы 48 Гражданского Кодекса РФ. Найдите статьи, регулирующие содержание договора страхования.
Составьте сравнительную таблицу прав и обязанностей сторон по договору страхования по форме:
Субъекты Права Обязанности правоотношений.
Какие специфические условия, на Ваш взгляд, должны быть отражены в договоре страхования, заключенному с финансовой организацией.
Какие нормы регулирования отношений перестрахования содержатся в ГК и ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»? Проведите сопоставительный анализ государственного регулирования договоров прямого страхования и перестрахования. В чем Вы видите различия? Назовите причины.
Методические указания. Результаты анализа можно представить в виде таблицы Нормы Прямое Перестрахование регулирования страхование Задание №10.
Используя специальную литературу и периодическую печать, проанализируйте практику использования ценовой конкуренции российскими страховщиками. Приведите примеры ценовой конкуренции на страховом рынке.
Методические указания. Раскройте понятие и механизм ценовой конкуренции. Приведите примеры использования ценовой конкуренции страховщиками — гигантами и страховщиками — аутсайдерами. Особое внимание следует уделить изучению влияния ценовой конкуренции на российский страховой рынок, возможностям преодоления практики «откатов» на рынке добровольного страхования юридических лиц.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Примерный перечень вопросов к итоговому контролю знаний студентов (экзамену):
Функции и роль страхования.
Сущность страхового фонда.
Стороны, участвующие в страховании.
Основные термины страхования.
Система страхового обеспечения.
Страхование в системе гражданского права.
Содержание и принципы договора добровольного страхования.
9. Существенные и несущественные условия договора добровольного страхования.
10. Понятия и принципы классификации страхования.
11. Особенности обязательного и добровольного страхования.
12. Основные принципы организации страхового дела.
13. Организация государственного страхования.
14. Организация акционерных страховых обществ.
15. Страховое законодательство.
16. Государственное регулирование страховой деятельности.
17. Сущность и значение страховых тарифов.
18. Структура тарифной ставки и рекомендуемые методики ее расчета.
19. Тарифная политика в области страхования.
20. Страховые премии.
21. Финансовая устойчивость страховых операций.
22. Особенности страхования личной собственности.
23. Страхование индивидуального жилого фонда.
24. Страхование домашнего имущества.
25. Страхование средств транспорта.
26. Страхование технических рисков.
27. Страхование строительно-монтажных рисков.
28. Морское страхование.
29. Авиационное страхование.
30. Транспортное страхование грузов.
31. Страхование ответственности судовладельцев.
32. Особенности личного страхования.
33. Смешанное страхование жизни.
34. Страхование детей.
35. Страхование на случай смерти и утраты трудоспособности.
36. Страхование пенсий.
37. Страхование от несчастных случаев.
38. Страхование от несчастных случаев рабочих и служащих за счет предприятий.
39. Обязательное страхование пассажиров.
40. Сущность и значение страхования ответственности.
41.Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
42.Страхование ответственности на случай причинения вреда в процессе хозяйственной и профессиональной деятельности.
44. Сущность страхования предпринимательских рисков.
45. Страхование коммерческих рисков.
46.Страхование от убытков вследствие перерывов в производстве.
47.Страхование имущественных интересов банков.
48. Общие принципы организации финансов страховщика.
49.Доходы, расходы, финансовые результаты деятельности страховщика.
50.Фонды страховой организации, определение ее финансового потенциала.
51.Инвестиционная деятельность страховой компании.
52.Страховые резервы и их классификация.
53.Обеспечение платежеспособности страховщика.
54.Финансирование предупредительных мероприятий.
55.Экономическая работа в страховой организации.
56. Понятие и современное состояние страхового рынка в РФ.
57.Тенденции и перспективы развития зарубежных страховых рынков.
58.Взаимодействие российских и иностранных страховщиков.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Текущий контроль успеваемости может быть организован в форме устного опроса (группового или индивидуального), собеседования, письменного опроса, проверки выполнения письменных домашних заданий, тестирования и др.
Тема 1. Экономическая сущность и классификация страхования (семинар)
Форма контроля – тесты:
1.Функции страхования на макроэкономическом уровне – это…
А)освобождение государства от дополнительных расходов.
В) перераспределение ссудного капитала.
Г) стимулирование научно-технического прогресса.
2. Самострахование осуществляется…
А) в добровольном порядке.
Б) в обязательном порядке.
В) в обязательном порядке для акционерных обществ.
Г) в обязательном порядке для страховых компаний.
3. Фонд самострахования, как правило, бывает…
4. Расположите организационные формы страховых фондов по мере увеличения степени централизации их финансовых ресурсов.
А) государственные страховые фонды.
Б) фонды страховых компаний.
В) фонды самострахования.
5. Первичной формой страхования было(а)…
Г) предупреждение неблагоприятных событий.
6. Для страховой деятельности характерны________________денежные отношения.
7. На снижение риска страховщика направлены(о)…
А) ограничение круга страхователей.
Б) превентивные мероприятия.
В) ограничение предлагаемых видов страхования.
Г) увеличение объема страховой ответственности.
8. Государственные централизованные страховые фонды, создаваемые в денежной форме представляют собой…
А) постоянно возобновляемые запасы продукции, сырья, топлива и т.д.
Б) специальные счета казначейства.
В) резервные фонды в составе бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.
Г) резервный фонд Президента РФ Тема 2. Основные понятия и категории страхования (практическое и семинарское занятие)
Форма контроля – решение задач:
Пшеница застрахована по системе предельной ответственности исходя из средней за 5 лет урожайности 16 ц. с 1 га. на условиях выплаты страхового возмещения в размере 70% причиненного убытка за недополучение урожая.
Площадь посева — 400 га. Фактическая урожайность — 14,8 ц. с 1 га.
Закупочная цена 77 тыс. д.е. Определить размер ущерба и страхового возмещения.
Во время пожара поврежден телевизор стоимостью 3600д.е., износ на день страхового случая был равен 25%. Срок эксплуатации 2,5 года, пригодных деталей не осталось. Рассчитать сумму ущерба и сумму страхового возмещения по системе пропорциональной ответственности при условии, что телевизор застрахован на действительную стоимость.
Рассчитать страховое возмещение по договору кредитного страхования. Если сумма не погашенного в срок кредита составляет 150 тыс.д.е., а предел ответственности страховщика 85%..
Форма контроля – тесты:
1. Установите соответствие понятий.
А) число досрочно прекращенных договоров страхования жизни в связи со смертью застрахованного.
Б) число прекращенных договоров страхования жизни в связи с окончанием срока действия договора.
В) число досрочно прекращенных договоров страхования жизни в связи с неуплатой очередных взносов.
Г) удержание страховщиком части ранее оплаченной страхователем премии при расторжении договора страхования без уважительных причин.
Д) документально оформленный перечень рисков, принятых к страхованию и подлежащих перестрахованию, содержащий их подробную характеристику.
2. Установите правильную последовательность действий страховщика в процессе страхования.
А) установление страховой суммы.
Б) определение страховой оценки.
В) определение суммы страхового возмещения.
3. Перестраховщик, передающий принятый в перестрахование риск в ретроцессию, называется…
4. Страховщик, принимающий ретроцедированный риск, называется…
5. Свойства объекта и внешние факторы, влияющие на вероятность наступления и вероятную величину ущерба –это…
6. Страховщик, принимающий риск в перестрахование, называется…
7. Процесс передачи риска в перестрахование – это…
9. Часть страховой суммы, превышающая собственное удержание цедента, называется…
10. Страховой работник, занимающийся заключением новых и возобновлением досрочно прекративших свое действие договоров добровольного страхования – это… Тема 3. Классификация страхования (семинар)
Форма контроля – тесты:
1. Расположите звенья классификации страхования по мере увеличения их уровня.
А) личное страхование.
Б) страхование от несчастных случаев.
В) страхование детей.
2. Расположите звенья классификации страхования по мере увеличения их уровня.
А) транспортное страхование грузов.
Б) страхование основных и оборотных фондов.
В) страхование имущества.
3. Твердо устанавливаемый на объект страхования или единицу его измерения размер страховой суммы, а соответственно и возмещения, выплачиваемого при гибели застрахованного имущества – это…
4. Из перечисленных ниже принципов к добровольной форме страхования относятся…
А) действие договора независимо от уплаты разового или периодических страховых взносов.
Б) сплошной охват объектов страхования.
В) автоматичность распространения страхования.
Г) установление страхового обеспечение по согласию сторон.