Детям школьного возраста свойственна учебная и внеучебная деятельности. Внеучебная деятельность школьников обладает едиными закономерностями построения и протекания с любыми видами деятельности. Основной отличительной особенностью внеучебной деятельности является ее осуществление в свободное от учебных занятий и приготовления домашних заданий время, в соответствии с их личными желаниями. Как органическое звено образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования, внеучебная деятельность выступает одновременно как объект педагогического внимания и явление в значительной степени саморегулируемое.
Процесс активного участия младших школьников в различных видах внеучебной деятельности (познавательной, трудовой, художественной, спортивной и др.) происходит в рамках внешкольных объединений — организационно-структурных подразделений УДО (кружках, секциях, студиях, клубах, обществах).
Реализация воспитательных возможностей внеучебной деятельности школьников глубоко исследованы в трудах философов, психологов, педагогов А.С.Макаренко, П.П. Блонского, А.У.Зеленко, П.Ф.Лесгафта, С.Т. Шацкого, В.С. Сороки-Росинского.
Существующие психолого-педагогические воззрения на роль и значение деятельности в развитии и становлении личности являются основой для выявления резервов внеучебной деятельности младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Внеучебная деятельность внешкольного объединения чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и направлениями освоения социального опыта: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Это обилие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение выбирающего (определяющегося) школьника. Он активно включается в поиск, подчиняясь своим побуждениям.
Во внеучебной деятельности внешкольных объединений, где все «на равных» очень часто приходится шлифовать искусство общения, временно отодвигая собственное «я» на второй план. Здесь формируются умение понимать других и заводить новые контакты, умение слушать и не быть бесцеремонным, умение поддерживать отношения с людьми разного возраста, круга, не робея и не избегая общения.
Исследователи процесса общения утверждают, что гений общения проявляется в том, что человек имеет одинаково хорошие взаимоотношения с людьми разного возраста, пола и социального статуса. Внешкольные объединения предоставляют такую возможность: упражнения и поддержания контактов со сверстниками, со взрослыми (педагогами и не педагогами), с младшими и старшими школьниками, девочками и мальчиками. Возможность выбора сферы деятельности для углубленного развития своих способностей в ней школьник получает благодаря открытости внешкольных объединений, позволяющих широкое знакомство с разным предметным содержанием существующих в учреждении направлений.
На практике применяются различные способы привлечения, приобщения и закрепления заинтересовавшихся школьников в коллективах, педагогический и социальный фон которых совпадает с целями самосовершенствования личности. Таким образом, происходит взаимосвязь «субъект-саморазвитие».
Особенность воспитания в дополнительном образовании проявляется:
— в содержании — реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;
— в формах организации — добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции, научные общества и др;
— в применяемых методах — в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;
— в сроках осуществления — ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;
— в уровне взаимоотношений — детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;
— в направленности реализации — интегрируя все виды предметно практической деятельности, выбираемые детьми, воспитание направлено на формирование социально активной личности;
Воспитание младших школьников в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира, так как дополнительному образованию присуще отношение к воспитанию как к процессу формирования установок, мотивационной культуры личности.
Актуально о образовании:
Дидактическое обоснование методов проблемного обучения Теоретические положения и примеры сущности проблемного обучения и его структуры должны быть связаны с такой важнейшей категорией дидактики, как методы обучения. Метод — средство реализации теории обучения в повседневной практике, основной инструмент в технологии процесса обучения. В истории философ .
Особенности воспитательного процесса В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управля .
Сущность самостоятельной работы студентов Новые методы обучения основательно и фундаментально готовят студентов к самостоятельной работе не с отдельными параграфами и главами, а по учебному плану в целом, особенно с первоисточниками. Самостоятельная работа в новой методике не самоцель, а средство формирования самостоятельной личности студе .